Вне зоны доступа

«Я живу в деревне, человек пожилой. Уже 7 лет являюсь инвалидом по зрению. Пенсия приходит на карточку. Но деньги получить сама не могу. Даже доехать до райцентра сложно, а уж в банк зайти и подавно. И там для незрячих почти ничего нет, людей все время приходится дергать. Колясочникам пандусы сделали, а как же мы? Неужели банки не должны обо всех инвалидах заботиться?»

Мария Викторовна, 68 лет

На вопрос пенсионерки ответил управляющий Рязанского отделения ГУ Банка России по ЦФО Сергей Кузнецов:
– Банк России работает с финансовыми институтами, чтобы они повернулись лицом к людям с инвалидностью. На днях об этом вновь говорила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Еще в 2017 году была создана рабочая группа по повышению финансовых услуг для инвалидов, маломобильных групп населения и пожилых граждан. Были разработаны рекомендации по обеспечению доступности услуг. Например, на клавиатуре банкомата должны быть предусмотрены тактильные метки, для информации, которая выводится на экран, должен быть предусмотрен режим укрупнения шрифта и звукового дублирования. При этом банкам рекомендовано обеспечить защиту информации, то есть обустройство отдельных изолированных кабинок, куда не смогут одновременно с инвалидом попасть третьи лица. Адаптированы должны быть сайты и мобильные приложения. Как отметила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, многие финансовые институты готовят специальные программы. Но требования носят рекомендательный характер, поэтому сроков для переоборудования не установлено. К сегодняшнему дню более 40 процентов кредитных учреждений в основном рекомендации исполнили, а 25 процентов в настоящее время работают над повышением доступности своих услуг. Те, кто в итоге эту работу не проведет, потеряет клиентов: согласно исследованиям, 92% людей с инвалидностью имеют счета в банках, платежную карту (82%) и вклады (40%). Так что можно лишь посоветовать немного подождать, а если кредитное учреждение не станет более доступным для людей с ограниченными возможностями, то сменить банк на более лояльный. Со своей стороны Банк России планирует открыть специальную программу по обучению волонтеров. В рамках этих курсов подготовлены волонтеры для работы с людьми с инвалидностью, чтобы они наравне с другими могли получать услуги финансового рынка, – рассказал Сергей Кузнецов.

Лада Петрова (текст)