Дела житейские

Около месяца назад со мной случилась довольно неприятная история. Как-то зашла в маршрутку и протянула водителю проездной – «городскую карту». В ответ, вместо билета, получила скандал. Водитель кричал, что его аппарат принимает только банковские карты, а если нет денег, то нужно пешком ходить. Однако мой проездной к аппарату все же приложил и, вуаля – появился чек. Водитель не успокаивался и продолжал настаивать, что эта бумажка ровным счетом ничего не значит и необходимо наличными оплатить проезд. Оплатила, но предупредила, что обязательно обращусь в соответствующий отдел горадминистрации. Благо, что номер его телефона искать не надо – он тут же, в салоне, был указан. На следующее утро обещание свое сдержала. Позвонила. Меня выслушали, записали контакты. Буквально минут через пятнадцать со мной связался перевозчик (работодатель того самого скандального водителя), извинился, и в общем-то конфликт был исчерпан.
Знаете, что больше всего поразило в этой ситуации? Нет, даже не хамское поведение водителя, хотя оно, безусловно, неприятно. Поразила реакция других пассажиров. Большинство из них смотрело на меня, как на городскую сумасшедшую. Многие сказали: «Ну что вам жалко двадцать три рубля? Отдайте и не задерживайте нас». Вот мне совсем не жалко «двадцать три рубля» – честно! Дело не в деньгах, а в отношении. Если имею законную возможность расплатиться за поездку проездным (который, между прочим, заранее купила), почему не могу этим правом воспользоваться?
Не раз видела, как пожилые люди с извиняющимся видом протягивают водителям маршруток свои проездные. Видимо, и они тоже попадали в центр несправедливых неприятных нареканий. Видимо, и им когда-то предлагали пройтись пешком, заподозрив в неплатежеспособности.
Хочется верить, что цивилизованная система оплаты когда-нибудь приживется в рязанском общественном коммерческом транспорте. Ведь, по сути, форма оплаты никак не влияет на рентабельность этого бизнеса. Маршрутки сегодня – самый востребованный транспорт в городе. Оборудование для приема электронных карт быстро окупится.
Думается, что главное во всем этом – человеческий фактор. Водителям привычнее принимать наличку, даже несмотря на то, что процесс этот более трудоемкий, чем оплата картой. Если говорить о пассажирах, то многие о ново­введении, которому уже почти год, и не слышали или попросту боятся показаться «белыми воронами». Знакомая поделилась, что всегда покупает проездной, но оплачивает им проезд только в автобусе и троллейбусе. В маршрутке не пользуется, потому что не хочет спровоцировать конфликтные ситуации.
Впоследствии не раз ездила по маршруту, на котором у меня случился неприятный разговор, и наблюдала, что водители спокойно берут у пассажиров проездные.
Неправильно говорить, что все водители маршруток – хамы и только и думают о том, как бы скрыть прибыль. Это вовсе не так. К счастью, в нашем городе есть водители, которые возят стариков бесплатно не только в День Победы, но и в обычные дни. «Бабуля, ничего не нужно. Дело-то житейское – с меня не убудет», – сказал, улыбаясь, водитель женщине преклонного возраста. Она, пожелав ему доброго здоровья, села. На лицах всех, кто в этот момент находился в салоне, сами собой появились улыбки, и настроение, наверное, на целый день улучшилось.
А потом парнишка лет четырнадцати помог пожилой женщине выйти из маршрутки на нужной ей остановке. Вот это и называется воспитание примером. Очень хочется, чтобы такие примеры встречались чаще. А впрочем, все зависит от нас…

Ольга Драган (текст)