Женский взгляд


27

И академические традиции, и абстракция

На защите живописцев-педагогов в год 100-летия Рязанского художественного училища им. Г.К. Вагнера было чему удивляться. Прежде всего тому, что среди дипломников… не было ни одного юноши. Просто конкурс красоты, но как же за минувший век изменилась профессия! Когда-то она была преимущественно мужской. (Тут невольно вспомнишь, что до революции в историческом здании училища находилась женская гимназия.)

Да и сами работы выпускниц (эскизы картин) удивили. Если в группе, где дипломы вел Сергей Абакумов, в холстах больше традиционного, то в другой группе, где руководителями дипломов были директор РХУ Василий Колдин и Галина Шуваева, преобладает абстракция.
«Как оценивать абстракцию?» – спросите вы. На защите квалификационной комиссии во главе с председателем Тульского отделения Союза дизайнеров России Виктором Сумароковым были представлены не только эскизы и картон (большой графический эскиз) диплома, но и лучшие работы по рисунку, живописи, композиции. Уровень академических штудий показал, как владеют мастерством выпускницы обеих групп, как трудились над холстом. Все девушки написали теоретические работы: по ним можно судить о глубине изучения выбранной темы и творчества живописцев, чьи произведения вдохновляли.
Абстрактное решение позволило дипломницам Галины Шуваевой и Василия Колдина отразить свое понимание философских тем, впечатления от поездок, внутренний мир. Среди названий – «Искупление», «За гранью», «Стихия», «Космос», «Единство и борьба противоположностей»… Но к абстракции, конечно, никто не принуждал. В той же группе одна девушка создала эскиз многофигурной реалистической картины «Симфония». Ее героями стали маэстро Сергей Оселков и Рязанский губернаторский симфонический оркестр. Две выпускницы подняли спортивную и этническую темы на более высокий, можно сказать, философский уровень, найдя меру условности в изображении людей (силуэтов)…
Большой диапазон сюжетов и у дипломниц Сергея Абакумова. На одной из работ изображен народный художник СССР Виктор Иванов, беседующий со студентами на веранде своего дома в спасском селе Исады. Кто-то создал коллективный портрет одногруппниц, кто-то запечатлел рязанское небо с воздушными шарами. Тема малой родины отражена и в автопортрете на фоне милославских пейзажей. Триптих в ретро-стиле советской графики середины XX века посвящен поре детства. Среди сюжетов также цирковое представление, командный спорт (хоккей, волейбол)…
Девушки, которым нет и двадцати лет – сейчас в училище учатся 4 года – без страха берутся за холсты большого размера (пусть и не всегда справляются с ними). Что радует – многие умеют дерзать, оригинально мыслить. Это видно и по дипломам, и по работам, которые они выставляли рядом.
А значит, училище в своем почтенном столетнем возрасте успешно выполняет главную задачу – воспитывать творцов.

Елена Коренева
Фото автора