Земский доктор

Именем Павла Петровича Стаханова в Сапожке названа улица

Он был просто врачом сначала в Рязанской земской больнице, потом в Сапожке – лечил детей и взрослых, принимал роды, боролся с холерой, создал первую в округе земскую аптеку… Вспоминают, что он был замечательным клиницистом, выдающимся диагностом. Эдакий «доктор Астров», только не в чеховской пьесе, а в Сапожке.

Павел Петрович Стаханов, сын чиновника и крестьянки, из сословия русских разночинцев, сам себя сделал – окончил Рязанскую первую мужскую гимназию, потом Московский университет с отличием и в 1895 году перебрался в уездный город Сапожок, где двумя годами раньше упорно боролся с холерой. Это была его родина, ведь родился Стаханов в июле 1868 года в селе Борец огромного тогда Сапожковского уезда. Он пришел сюда дело делать – врачевать, изучать этот край, помогать людям. В больнице он скоро стал главным врачом, а приходилось быть еще и судебно-медицинским экспертом.
Он хотел все знать про свою малую родину, потому собирал коллекцию геологических и палеонтологических находок. В 1903 году П.П. Стаханов стал членом Рязанской ученой архивной комиссии, потом, уже в 20-х годах, – Общества исследователей Рязанского края. Революция мало что изменила в положении Стаханова, он все так же оставался главным врачом теперь уездной больницы, так же, не жалея себя, трудился.
В 1920 году его усилиями создается в Сапожке краеведческий музей, в основе экспозиции – коллекция Стаханова по истории, геологии и палеонтологии, вскоре и художественная коллекция Сапожковской художественной студии. Со студией Сапожку, можно сказать, повезло. В 1918 году организовали ее молодые художники братья Стеньшинские. В 1920 году братья из Сапожка уехали в Москву, а дело их принял другой художник – Захар Степанович Шмелев, он и вел студию, из стен которой вышло несколько будущих профессионалов. Студия существовала в уездном городе до 1930 годах. Часть ее картин оказалась в краеведческом музее. В 1926 году коллекция музея пополнилась обнаруженным в окрестностях Сапожка скелетом исполинского лугового оленя, который теперь находится в Музее палеонтологии в Москве. В 1929 году Павел Петрович написал об этом брошюру и издал ее в Рязани.
Павел Петрович Стаханов в 1920-х годах приложил немало усилий для того, чтобы исследовать лечебные свойства торфов и минеральной воды реки Михейчик, особое качество которой крестьяне давно замечали. Павел Петрович направлял воду на анализ в московские лаборатории, добился проведения двух геологических экспедиций в 1930-е годы. В результате было доказано, что вода из этого источника по содержанию железа не имеет равных в стране, торфяная грязь обладает прекрасными целебными свойствами. Павлу Петровичу Стаханову довелось дожить до тех дней, когда в 1945 году в Сапожке была открыта грязелечебница. В 1948 году П.П. Стаханов стал заслуженным врачом РСФСР.
Ему повезло воплотить свои лучшие черты в детях. Дочь Наталья – учительница биологии, проводила вместе с отцом археологические и этнографические исследования. Вместе им удалось собрать альбом древнейших русских тканевых орнаментов, скопировав их в технике акварели. Другая дочь Павла Петровича, Ольга, тоже была учительницей и автором сценария знаменитого фильма «Бабы рязанские», снятого в 1927 году, в основе его – подлинные события из жизни сапожковского села Таптыково.
Младший сын Павла Петровича, Игорь, окончил МГУ, стал доктором физико-математических наук, защитив диссертацию, связанную с теорией газового разряда, работал в Институте земного магнетизма и в НПО «Энергия», занимался проблемой управляемого термоядерного синтеза.
В 1953 году Павел Петрович Стаханов ушел из жизни, а в 1956 году упразднили Сапожковский музей. И только в 1988 году трудами краеведа, участника войны Ивана Андреевича Кузнецова музей был возрожден. А Стаханова в Сапожке помнят, его именем названа одна из улиц поселка, мемориальная доска установлена на здании больницы.

Ирина Сизова (текст)