И пошли по Оке пароходы

Это произошло 160 лет назад

Пассажирское пароходное движение по реке Оке открылось в 1858 году, а предшествовали этому интересные события, о которых рассказывает в своих работах известный историк А.В. Окороков.

В 1857 году житель города Касимова гвардии капитан Г.Н. Львов получил в ответ на свое прошение разрешение Главного управления путей сообщения организовать за собственный счет буксирное и пассажирское пароходство по рекам Москве, Оке и Волге. Границы судоходства были определены следующие: по реке Москве от города до устья реки, по Оке от Орла до Нижнего Новгорода и по Волге – от Твери до Симбирска. Г.Н. Львов получил открытый лист для свободного и беспрепятственного плавания в этих пределах.
Кроме того, в 1857 году были выданы разрешения надворному советнику Смольянинову (К.Н. Смольянинов был владельцем зеркальной фабрики в Кирицах) на учреждение буксирного пароходства по Оке вверх до Коломны и вниз до Нижнего Новгорода. Но и это еще не все. Торговому дому касимовских купцов Барковых было разрешено плавание пароходами по реке Оке от Нижнего Новгорода до Коломны. Барковы в середине XIX века – одна из самых состоятельных и деятельных касимовских фамилий. В их активах – железоделательные и кожевенные заводы, золотые прииски в Сибири.
Однако Г.Н. Львов обошел конкурентов. В 1858 году ему удалось открыть пароходное движение по Оке, о чем было доложено в Главное управление путей сообщения. Два парохода: товарный «Москва» и пассажирский «Николай» начали плавание по реке Москве 28 апреля, 4 мая «Николай» отправился с грузом и пассажирами в Нижний Новгород, а пароход «Москва» – в Коломну. Об этом 22 мая 1858 года было доложено императору Александру II.
В материалах для географии и статистики России, собранных офицерами Генерального штаба в 1858 году, сообщалось о владельцах пароходов господах Львове и Баркове. Так что деловые люди из Касимова открыли пароходное движение по Оке почти одновременно.

Ирина Сизова (текст)