Квалифицированная помощь

Десятки предприятий уже обратились за ней в Региональный центр инжиниринга

Инжиниринговыми считаются технические консультационные услуги, направленные на усовершенствование производственного процесса. Они пользуются спросом как у давно работающих, так и у вновь созданных рязанских предприятий. О работе Регионального центра инжиниринга мы попросили рассказать его руководителя ДМИТРИЯ МАЛИНИНА.

– Дмитрий Юрьевич, давайте напомним читателям, за какими услугами можно обращаться в Региональный центр инжиниринга.

Д.М. – Можно выделить 5 видов услуг.
Первый вид – услуги по изучению ситуации на предприятии, выработке предложений. К ним относятся анализ потенциала предприятия (или по-другому – антикризисный консалтинг), определение индекса технологической готовности, различные виды аудитов – технологический, энергетический, экологический, финансовый и другие.
Второй вид – услуги по планированию развития бизнеса. Сюда относятся создание бизнес-планов, разработка программ модернизации производства, подготовка документации для инвестиционных проектов.
Третий вид – маркетинговые услуги. Это исследование рынка в той отрасли, которая интересует клиента, создание фирменного стиля, бренда, разработка рекламной продукции для продвижения товара на рынке.
Четвертый вид – услуги, связанные с защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе патентный поиск, формирование заявки на патент или полезное изобретение, товарный знак.
И пятый вид – инженерно-конструкторские и расчетно-аналитические услуги, к которым относятся НИОКР, изготовление оснастки, изготовление опытного образца, промышленный дизайн, проектирование производственных линий и ряд других услуг.

– Смысл большинства услуг понятен из их названий. А вот «антикризисный консалтинг» и «определение индекса технологической готовности», думаю, нуждаются в пояснении. Что это за услуги, в каких ситуациях они нужны?
Д.М. – Начнем с первой услуги. Часто бывают ситуации, когда предприятие находится в кризисе и владелец не очень представляет, в какую сторону двигаться и что вообще предпринять для исправления ситуации. Другой пример – у предпринимателя есть несколько задумок по дальнейшему развитию бизнеса, но он никак не может выбрать из них самую подходящую, в реализацию которой стоит вкладывать деньги.
Я привел два классических случая, когда необходимо проведение анализа потенциала предприятия (антикризисного консалтинга). На «выходе» будут сформулированы предложения, в каких направлениях предприятию лучше, выгодней развиваться, а также рекомендации, на какие меры господдержки и в каком объеме может рассчитывать предприятие.
Далее. Допустим такой случай – есть малое или среднее предприятие (МСП), которое выпускает, скажем, 10 000 условных изделий в год. Есть стремление со стороны руководства предприятия к тому, чтобы стать поставщиком этих изделий для крупных компаний, госмонополий, их дочерних предприятий. И есть крупная компания, заинтересованная в том, чтобы приобретать именно такие изделия, но не 10 000, а, скажем, 100 000 единиц в год.
Возникают вопросы: а может ли МСП довести выпуск этих изделий до 100 000 в год? Имеется ли у него технологический задел, чтобы перейти к серийному производству, что называется, «дорасти» до уровня поставщика крупной компании? В таком случае требуется услуга по определению индекса технологической готовности.
На «выходе» будет экспертная оценка готовности предприятия к переходу на серийное производство. Результат услуги заносится в базу данных, которую ведет Минэкономразвития России и которой пользуются крупные заказчики.
К сожалению, пока обращений по этим двум услугам немного. Возможно, в бизнес-среде еще не очень прочувствовали потенциал, который есть в этих услугах.

– Какие услуги сейчас пользуются наибольшим спросом у предпринимателей и почему?

Д.М. – Самые популярные – маркетинговые услуги, заявки на них составляют 2/3 от всего пакета заявок, которые уже отработаны Центром или находятся в работе. Думаю, не нужно пояснять, почему эти услуги самые востребованные.
На втором месте услуга по разработке программ модернизации. По своей сути такая программа представляет собой подробную техническую часть инвестиционного проекта. То есть заказчики этой услуги – предприятия, которые планируют серьезное развитие бизнеса и готовы в него вложиться.
– Для каких предприятий и фирм Центр разрабатывает программы модернизации?

Д.М. – Среди заказчиков программ модернизации могу выделить ООО «РИМВУД РО» (Рязанский шпалопропиточный завод), Сасовский литейный завод, акционерное общество «Рязанский радиозавод – РУСАудио», ООО «Экосфера». На подходе еще 2 заявки от предприятий из Касимовского района.

– Почему предпринимателям выгоднее и полезнее обращаться в Региональный инжиниринговый центр, а не искать исполнителя услуг самостоятельно?

Д.М. – Предположим, предприятие заказывает инжиниринговую услугу самостоятельно. В этом случае заказчик сам выбирает исполнителя по одному ему известным критериям, что в некоторых случаях может вызвать вопросы по квалификации исполнителя и в конечном итоге отразиться на качестве услуги. Кроме того, предприятие в этом случае оплачивает ее полную стоимость.
Если же предприятие обратится за той же услугой в центр инжиниринга, то оно получит исполнителя, определенного по результатам конкурсного отбора, в котором жестко прописаны критерии. Таким образом, центр инжиниринга подтверждает квалификацию исполнителя. Кроме того, центр инжиниринга в зависимости от стоимости услуги может оплатить до 95% ее стоимости, а предприятие в этом случае вносит только 5%, то есть в 20 раз меньше, чем если заказывает услугу самостоятельно.

– Дмитрий Юрьевич, в завершение нашей беседы. Есть ли у вас какие-то предложения, пожелания, с которыми вы хотели бы обратиться к представителям рязанского бизнеса?

Д.М. – Да, я хотел бы сказать следующее. В этом году получить у нас инжиниринговые услуги можно, я не побоюсь сказать, на беспрецедентно льготных условиях – со скидкой до 95%! Многие из тех, кто уже обратились к нам в Центр, сначала просто отказывались верить в эту цифру. Но это действительно так.
Но есть одно «но». Далеко не факт, что такой уровень поддержки мы сможем оказывать и в дальнейшем. Чтобы рассчитывать на такой же или хотя бы сравнимый объем государственной поддержки со стороны федеральных и региональных властей, мы должны по итогам года показать высокий уровень востребованности инжиниринговых услуг среди предприятий региона.
В этом году общий объем государственной поддержки на софинансирование инжиниринговых услуг (я бы назвал его «финансовый пирог») составил 15 млн. рублей. Сейчас у нас в работе или уже исполнены 24 заявки на инжиниринговые услуги, на подходе еще 10. С каждой новой принятой в работу заявкой размер «пирога» уменьшается. Если считать все поданные заявки, то от этого «пирога» уже отрезано больше 4 млн. рублей, а с учетом заявок, которые на подходе, – больше 6 млн. рублей.
Поэтому обращаюсь к предприятиям. Если вы строите планы по развитию производства и заинтересованы в получении инжиниринговых услуг, лучше не откладывать. Все необходимые контакты есть на нашем официальном сайте по адресу: rci-62.ru.

Фото из архива предприятий

Юрий Евстифеев (текст)