Остановиться, оглянуться…

Интересное явление наблюдается в современном обществе: растет интерес ко всему исконному, аутентичному и народному. Не заметить это невозможно. И те тенденции, которые есть сейчас в Рязанской области, только лишний раз это подтверждают. Неслучайно тысячи участников собирают региональные события в формате open-air, такие, например, как фестиваль прикладного творчества «Золотая ладья», прошедший недавно в Касимове, или исторический фестиваль «Битва на Воже», который будет совсем скоро, в начале августа.

Популярностью пользуется все то, что сделано руками и отличается своей самобытностью, – куклы-обереги, глиняная посуда, берестяные изделия, домотканые половики и тому подобное. Стало больше женщин, отдающих предпочтение аутентичному стилю в одежде. При этом людям интересны не просто вещи, но и процесс их изготовления. На том же самом фестивале «Золотая ладья» отбоя не было от желающих попробовать поработать на гончарном круге и старинном ткацком станке. Особенно отрадно, что со свойственным им любопытством тянутся ко всему этому дети и молодежь. Народная музыка, народные танцы уже не считаются чем-то немодным и отсталым, а напротив, вызывают живой интерес. Свежий пример – недавно в Рязани объединение «Губернский молодежный бал» устроило большой народный пляс. В этот танцевальный круговорот с удовольствием вливались люди разных возрастов, было видно, как им от этого радостно и хорошо. Набирает обороты сегодня и такое движение, как клубы исторической реконструкции. Они буквально оживляют историю, позволяют всем нам наглядно представить события, порой многовековой давности.
Даже такая, казалось бы, подчиненная законам коммерческого рынка сфера, как телевизионная реклама, стала то и дело использовать элементы самобытности – образы, музыку, предметы. Присмотритесь: молочные продукты, макаронные изделия, соки и еще много чего теперь нам рекламируют с акцентом на то, что это родное, свое, традиционное.
Данную тенденцию подхватила и гибкая туристическая сфера. Стало довольно популярным такое направление, как этнотуризм – путешествия для знакомства с культурой, фольклором, промыслами и ремеслами народов нашей страны. Погостить в бревенчатом доме, попариться в русской бане, отведать чаю на травах, совершить конную прогулку по летним лесам и лугам – сегодня многие считают это отличным отдыхом. А потому предложений предостаточно.
Можно приводить еще сколь угодно много примеров. И мои субъективные наблюдения подтверждаются данными специалистов – интерес россиян к своим корням действительно растет. Хотя общая проблема потери исторической памяти еще имеет место быть. 90-е годы прошлого века сделали свое дело, и сегодня мы медленно, но верно, подчас неосознанно и поверхностно, на доступном нам уровне пытаемся восполнить образовавшиеся пробелы.
Самое интересное, что происходит это на фоне общего технологического прорыва. Почти у каждого есть смартфон, через приложения управлять можно чем угодно, доступна любая информация и всевозможные сервисы. Мы получили все то, о чем лет 20-25 назад могли только мечтать, завидуя продвинувшемуся на тот момент в технологическом плане Западу, да и Востоку, кстати, тоже. Сегодня жить стало гораздо удобнее, общаться – проще и быстрее. И почему-то именно в этот момент мы потянулись к прошлому, к своим корням и истокам. Возможно, сработала старая как мир истина: без прошлого невозможно будущее. И раз уж мы с сумасшедшей скоростью несемся вперед, не лишним будет оглянуться, а возможно, и немного притормозить.