В Рязань привезли литографии А. де Тулуз-Лотрека из частных коллекций – галерею образов ярких и несломленных парижан конца XIX века

Клоуны и танцовщицы, дамы полусвета и элегантные незнакомки в роскошных туалетах, спортсмены и прохожие, блеск и нищета, восторг и глубоко затаенная печаль… Произведения Анри де Тулуз-Лотрека всегда контрастны, динамичны и честны. Мастер, всю жизнь переживавший личную боль, хорошо чувствовал чужую и воплощал без стеснения в своих картинах. Благодаря Тулуз-Лотреку мы знаем, как зарождались легендарные заведения Монмартра, кто в них блистал и какие горькие уроки их судеб можно для себя вынести.

Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа родился в 1864 году потомком старинного дворянского рода, чьи корни прослеживаются до IX века. Мать и отец прочили сыну большое будущее, но в детстве мальчик сломал одну за другой обе ноги. Имея наследственное генетическое заболевание, Анри никогда уже не стал выше 152 см, и путь в высшее общество ему был закрыт. Единственной отдушиной стало рисование. Друг семьи, художник-анималист Рене Престо, брал мальчика с собой на цирковые представления, и будущий пост­импрессионист влюбился в смелых и ловких людей, чьи тела не знают притяжения, а фантазия творит настоящие чудеса.
Выставку «Paris, Paris…» дополняют справки об истории парижского Монмартра, жизненном пути его звезд и других темах. Именно благодаря Тулуз-Лотреку, который часто посещал различные представления, мир не забыл имена тогдашних певцов, танцовщиц, артистов цирка. Среди них легенда «Клозери де Лила» и «Мулен Руж» Ла Гулю (Луиза Вебер), дерзко исполнявшая канкан. Или Аристид Брюан, шансонье и комедиант, прославившийся смесью грубо-сентиментальных песен на жаргоне, оскорблений и шуток. Внутреннее одиночество этих людей, борьба за внимание публики и достаток были хорошо понятны молодому Анри.
Еще одна грань творчества Тулуз-Лотрека – всевозможные иллюстрации, афиши и рекламные плакаты. С помощью метода литографии (каменного оттиска) мастер создал сотни работ, постоянно экспериментируя с техникой. К примеру, он придумал разбрызгивать краску на камень, чтобы она отпечатывалась не пятном, а вибрирующим облаком цвета. Новаторство и внимание к мельчайшим проявлениям эмоций людей сделали картины Тулуз-Лотрека шедеврами, а их героев – подлинно живыми. И в этом заключается очарование «прекрасной эпохи» Парижа конца XIX – начала XX века. В мире повсеместного глянца с его культом красоты людям все чаще хочется видеть настоящую жизнь, где знаменитыми и любимыми становятся личности, а не глянцевые образы.
Сам Анри Тулуз-Лотрек прославился через многие годы после смерти, а жизнь его оборвалась в 36 лет из-за болезней и нездорового образа жизни. По иронии судьбы из всего своего рода только он стал по-настоящему знаменит. И это справедливо: честно запечатлевать мир и его бешеный ритм, сохранять для истории по-настоящему интересных людей мог только истинный талант и тонко чувствующий человек. Познакомиться с этой галереей образов и еще раз поразмыслить о пути гения и внимании друг к другу можно будет до 5 августа в областном художественном музее имени И.П. Пожалостина.

Татьяна Клемешева
Фоторепродукции

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое