Путешествия в 9-й круг пляжа

Лето – основной период отпусков. Разумеется, хочется отдохнуть где-нибудь вдали от дома, желательно в экзотических краях. Но именно там туриста порой подкарауливает непредсказуемая опасность, которая может испортить не только отпуск, но и жизнь. Чтобы не встретиться с ней, желательно проявить бдительность, тщательно проверить предложение агентств и, разумеется, изучить Закон о защите прав потребителей, который работает даже тогда, когда путешественников обманывает фирма, зарегистрированная на другом континенте.

Гастрономический тур без купюр

Бабушка с внуком решили отправиться на морское побережье, и не просто туда, где тепло, пляжи и чайки, но еще и с желанием получить диетическое питание, поскольку у обоих были некоторые проблемы с желудком. Решили остановиться на патриотическом варианте, то есть на санатории, расположенном на берегу Черного моря в Краснодарском крае. Заведение обещало специализированное легкое меню для болящих и выздоравливающих, заботу и предупредительность, и все это по доступной цене. Никто не заметил подвоха. Но по приезде выяснилось, что все немного по-другому, чем в рекламном проспекте и на сайте. Заведение оказалось простым частным пансионом, где ни о каких медработниках и диетологах речи не шло, а в первый же вечер на просьбу бабушки приготовить для внука особую кашу без масла был дан ответ, что на протяжении всего отдыха есть придется то, что приготовят на кухне, и ничего другого. Причем высказывание персонала не может быть приведено в публичном издании даже частично. Через три дня мужественного сражения слабых желудков с суровой «санаторной» пищей обоим постояльцам стало плохо. Именно тогда бабушка, по ее собственным словам, поняла, что отсюда следует «резко линять», чтобы элементарно выжить. Но по возвращении домой семья не стала проглатывать обиду, а решила разобраться в ситуации юридически грамотно. Зацепкой стало то, что и в договоре, составленном в турагентстве, и в путевке было указано, что стол будет диетическим. «Бодание» с турфирмой длилось две недели, после чего в досудебном порядке неблагонадежные туроператоры выплатили потерпевшим сумму, эквивалентную стоимости отдыха в отличном пятизвездочном отеле, куда бабушка с внуком моментально отправились. Там был и отличный диетический стол с выполнением всех рекомендаций, и вежливое обращение, и долгожданный отдых. Не будем называть место, дабы не делать рекламы, как и антирекламы: в момент подписания досудебного соглашения турфирма попросила принять от нее компенсацию в обмен неразглашения ее названия в негативном контексте. Так что и у нашего издания в этом смысле есть обязательства перед людьми, фирма эта до сих пор работает, а следовательно, надо быть бдительными, к какому бы туроператору вы ни обращались, и всегда до поездки составлять подробный договор с перечнем услуг.

Наковальня солнца в русской глубинке

Группа туристов возвращалась из Краснодарского края в Рязань на автобусе, который был хоть и европейским, но очень старым, выпуска еще 90-х годов. Машина сломалась посреди дороги в довольно пустынном месте. Это отличное начало для классического триллера, который, собственно, и произошел с пассажирами автобуса далее. Никаких монстров и зомби не было, страдать пришлось от невыносимо банальных вещей. Температура воздуха в летний зной была выше +30. Расстояние до ближайшего населенного пункта, где можно было бы раздобыть воды, составляло 12 километров по раскаленному щебню и песку в одну сторону. Разумеется, пешком. Мобильная связь была прерывистой, и воспользоваться ею толком не удалось. Вот так в центре самого большого континента планеты, в стране, у которой нет проблем с водными ресурсами, наши люди оказались на дороге, как на необитаемом острове. В автобусе были дети, а запасов питьевой воды, которую взяли с собой, хватило только на час. Затем начался солнечный ад длиной в 12 часов. В дефиците оказались, ко всему прочему, деревья и кусты возле дороги, что мешало воспользоваться вынужденной остановкой даже как санитарной. Причитания, крики, вопли о помощи, плач детей и солнцепек, которому, кажется, не будет конца, – это картина не из египетской пустыни, а из нашей родной степной зоны. И только в сумерках пришла помощь. По возвращении в Рязань группа людей, испытавших физические и нравственные страдания, первым делом отправилась в общество защиты прав потребителей «Человек». В результате работы юристов и грамотного объяснения представителям турфирмы, что их ждет в суде за такой вот тур, каждому участнику «пустыни на трассе» выплатили суммы порядка 15 тысяч рублей в виде компенсации ущерба, но снова в обмен на неразглашение названия самой фирмы. Повторяем: будьте бдительны, дорогие читатели!

Юридическое вооружение на время отпуска

Главным в деле защиты интересов туристов является 20-ти дневный срок после получения услуги, в течение которого можно предъявить претензии туроператору в письменным виде. В требованиях надо обрисовать проблему и потребовать компенсации морального и материального вреда. Конечно, это делается в большей степени для проформы, но подобный документооборот обязателен. Все это требования Закона о туристской деятельности. Претензии пишутся в двух экземплярах. Если турфирма плевать хотела на своих пострадавших клиентов, то вступает в действие Закон о защите прав потребителей. Можно обращаться в суд. Но важно учесть, что делать это можно и нужно по месту своего жительства вне зависимости от того, где зарегистрировано турагентство, не оправдавшее надежд. Государственная пошлина при обращении в суд в этом случае не платится, зато при выигрывании дела истцу обязаны выплатить компенсацию и материальных потерь, и моральных страданий. Не забываем про выплату неустойки, которая составляет 3% в день от стоимости ранее оплаченной потребителем услуги. И хотя большая часть услуг считается комплексной, но даже если было нарушение хотя бы одной буквы договора, услуга в целом считается оказанной некачественно. Был случай, когда человек хотел ехать на поезде по Италии и смотреть картинные галереи. Автобус он не переносил, укачивало, что и было отражено в договоре. Но по прибытии в благословенную страну выяснилось, что ездить придется именно на автотранспорте, с формулировкой «а что такого-то». Суд встал на сторону потребителя, желавшего приобщиться к прекрасному в исключительно комфортных условиях. То же самое касается всевозможных задержек не только с началом тура, но и с перемещениями в курортных местах. На любые замечания представителей туроператора, что можно подождать, следует отвечать, что отпуск не резиновый, а жизнь вообще одна, и прожить ее следует с максимальным удовольствием, даже если для защиты интересов придется обращаться в суд. Неустойка, та самая в 3% в сутки, начинает «капать» с того момента, как вы не получили ту услугу, на которую рассчитывали по договору, даже если это произошло в начале отпуска. Нелишне помнить, что в соответствии с пунктом 32 Закона о защите прав потребителей любой потребитель вправе заблаговременно отказаться от условий договора и потребовать свои деньги назад в полном объеме, если турфирма еще не успела потратиться на исполнение заказа. В противном случае клиент оплачивает только эти затраты и все равно получает свои деньги назад, но уже частично. А при взаимодействии с многочисленными турагентствами и не всегда профессиональными менеджерами, которые там сидят, важно помнить, что юридически подкованных граждан больше уважают.

Рисунок Павла Соловцова

Михаил Скрипников (текст)