Разряд, еще разряд!

Бензин дорожает, и это объективная реальность, которую видят на заправках в городах и на трассах автомобилисты. Но нет худа без добра.

Воздух в Рязани стал ощутимо чище именно после скачка цен. Этому есть ряд конкретных объяснений. Раньше наши люди ездили на своем авто по любому поводу, даже в булочную за хлебом, игнорируя общественный транспорт, поездки на котором обходятся дешевле, чем на личном авто. Да и пробки профессиональные водители объезжают гораздо искуснее. В тех же пробках раньше мотор особо не глушили. Сейчас совсем другая история. Народ усвоил понятие «экономия», которое давно известно жителям цивилизованных стран. Кто-то устремился на автосервисы регулировать двигатели, ведь без этого потребление бензина может превышать норму раза в два. Ну и, конечно, ездят теперь ощутимо меньше, потому и ароматы лета, которые лично я помню с детства, из той эпохи, когда машин было мало, снова вернулись в город. Может быть, не в полном объеме, но так ведь и рост цены на бензин еще не закончен.

А теперь о том, какие перспективы это открывает для развития цивилизации. Сразу же надо сказать – до 85% всего загрязнения воздуха в городе дают автомобили. Промышленные предприятия в этом смысле почти безопасны, хотя свою лепту тоже вносят. Выход из создавшегося положения – электротранспорт. Троллейбусы хороши, но применимы далеко не везде, а некоторые маршруты, к примеру, как в рязанском Лесопарке, оказываются нерентабельными. Золотая середина – электромобили. Раньше это было уделом энтузиастов, которые видят будущее яснее, чем все остальные. Таких людей принято называть фриками. Но теперь мы, похоже, стоим на грани глобального перехода исключительно на электрическую энергетику и транспорт.

Презентован аккумуляторный седельный тягач, способный протащить фуру с полезным грузом в 34 тонны на расстояние 800 километров на одной зарядке. Стремительно дешевеют обычные электролегковушки. Так, «Нисан» представил модель хэтчбека «Лиф» второго поколения, который стоит дешевле 30 тыс. долларов. Это серьезная заявка на массовость. И пусть аналогичные автомобили с двигателем внутреннего сгорания стоят в два раза дешевле, но эта разница легко нивелируется преимуществами электромобилей. Электричество гораздо дешевле даже самого низкокачественного бензина, а устройство аккумуляторных авто не в пример проще. В них никогда не закипит радиатор, не лопнет приводной ремень, потому что таких узлов просто нет. Электродвигатель и батарея вообще не нуждаются ни в каком обслуживании, трехпальцевые понижающие редукторы последнего поколения почти вечные, а следить владельцу машины остается только за подвеской. В противоположность этому традиционные ДВС требуют регулярного осмотра, замены фильтров, масла, свечей, генератора, ремней, ревизии топливной системы, системы глушителей, турбин, замены трансмиссионного масла, необходимости постоянного прислушивания к различным стукам под капотом, и даже этого может не хватить. К фатальной аварии может привести маленькая точка коррозии на трубках гидроусилителя руля, через которую можно потерять всю жидкость. В новых технологиях такой проблемы нет – используются только электроусилители.

Остается спросить: все это электрическое великолепие есть и на Западе, и на Востоке (в Японии), а у нас? А у нас есть саратовский завод «Тролза», который уже давно, но почему-то не слишком заметно, производит электробусы, то есть аккумуляторные троллейбусы с приличным запасом хода и способностью подзаряжаться от обычной троллейбусной сети или зарядок, с ней связанных. Многоместные машины, в том числе и «гармошки», должны заменить весь московский и питерский автобусный парк, а еще поставляются в Аргентину сотнями. Компания приняла участие в государственной программе поддержки несырьевого экспорта и получила право на размещение знака «Russian Exporter» на своей продукции.

А еще на «АвтоВАЗе» были попытки создать электрическую легковушку по проекту «ЭльЛада». Тогда все заглохло из-за малого запаса хода прототипа. Но ведь аккумуляторные технологии постоянно развиваются. Фирма «Тесла» довела плотность энергии своих литиевых аккумуляторов до 400 ватт на килограмм. 94-летний профессор Джон Гуденаф из Техасского университета в Остине с коллегами презентовали недавно твердотельный негорючий аккумулятор на основе стеклянных электролитов, с емкостью в три раза больше, чем традиционные. На нем авто сможет проезжать в легковом варианте 1000 километров, а в грузовом – 2400 километров на одной зарядке.

Так чего же еще надо? Ударим электрическим разрядом по бездорожью?!