Сатиры смелый властелин

Художник Петр Боклевский обладал могучим общественным темпераментом

Мы хорошо знаем Боклевского как художника-иллюстратора классики, главным образом – поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Оказывается, что Петр Михайлович создал образы героев произведений И. Тургенева, А. Островского, П. Мельникова-Печерского, М. Лермонтова и при жизни считался мастером карикатуры.

После окончания Рязанской гимназии и Московского университета Петр Боклевский, уроженец Пронского уезда, сын подпоручика М.Ф. Боклевского, работал в Рязани губернским секретарем. Много ездил по губернии, наблюдал и постоянно рисовал, унаследовав от матери художественные способности. Жизнь в провинции перемежалась с поездками в Петербург, где Боклевский обучался живописи в Академии художеств и продолжал рисовать… карикатуры на преподавателей. Карикатуры профессорам не нравились, и Петр вынужден был отправиться из столицы в Пронск – работать в земском суде. Именно в это время он нарисовал несколько карикатур на рязанского губернатора П.С. Кожина, отличавшегося крутым нравом. Тогда они не были опубликованы, но стали известны в обществе, их было приказано хранить в Третьем отделении как доказательство неблагонадежности автора. Скандальные рисунки Боклевского были опубликованы лишь в советское время.
В 1849 г. Петр Михайлович женился на помещице из Скопинского уезда В.П. Мальцовой и жил в ее имении – Питомше. Только в 1852 году 36-летнему Боклевскому удается закончить образование в Академии художеств и получить звание художника по живописи портретной и акварельной. Вскоре он отправился за границу, где в течение двух лет знакомился с культурой Франции, Италии, Испании… Ему хотелось написать историю европейского искусства, но не удалось – багаж с накопленными материалами исчез в дороге. Он пишет миниатюрные портреты на заказ, начинает делать иллюстрации и… влюбляется в гоголевскую прозу, создает галерею хрестоматийных образов сначала из «Ревизора», потом – из «Мертвых душ».
Боклевский работает много и упорно в замечательной, присущей только ему манере. Но наряду с этим он – мировой судья в Скопинском уезде, активный представитель скопинского городского общества. В 1866 году его избрали гласным в Скопинское земское уездное собрание.
Несколько ранее Боклевский одним из первых после реформы 1861 года освободил своих крепостных крестьян, наделив их землями без выкупа, много сил приложил он для того, чтобы в Скопине было открыто реальное училище.
В 1869 г. сгорели дом и литография художника, а вместе с ней множество его работ. Из-за стесненных обстоятельств П.М. Боклевский переезжает в 1892 г. в Москву, пытается заняться адвокатской практикой, но уже вскоре возвращается в Скопин.
Последние годы жизни художник провел в Москве, жил вместе с дочерью М.П. Лихаревой. Похоронен Петр Михайлович в Скопине, рядом с женой, в Троицкой роще на территории Свято-Духова монастыря. На могиле художника был установлен мраморный монумент «Скорбящий ангел», разрушенный в начале 20-х годов вандалами. Сейчас на могиле другой памятник. Одна из скопинских улиц носит имя Боклевского. И в эти июньские дни Петра Михайловича вспомнят в городе. Ведь ему исполняется 202 года.

Ирина Сизова (текст)