Деловой климат. Трансформация


543

Правительство продолжит упрощать процедуры и снимать избыточные требования для бизнеса

В январе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил План мероприятий по улучшению делового климата в России. Распоряжение, которое он подписал, должно стать новой отправной точкой по стимулированию бизнеса в стране. Чего от этого документа ждут рязанские бизнесмены? На эту тему мы побеседовали с руководителем регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Владимиром Кутенцыным.

Р.В. – Владимир Иванович, вы неоднократно говорили о том, что у бизнеса довольно много проблем и вопросов, а главное – предложений по стимулированию деловой среды, упразднению различных избыточных процедур для бизнеса, но их правительство не слышит. Теперь вас услышали?

В.К. – Вы знаете, такое понятие, как «отношения бизнеса и власти», появилось у нас в стране совсем недавно. Всего лишь 30 лет назад. До этого была плановая экономика. А стала – рыночная. Вот тут и возникла необходимость бизнесу и власти выстраивать между собой определенные отношения. Это непрекращаемый процесс. Поэтому понятие деловой среды для бизнеса – не праздные слова или что-то проходящее. Это постоянно действующее и очень интересующее бизнесменов явление. Бизнес зорко следит за законодательными изменениями. Обещаний и заверений со стороны правительства за эти годы было много. Совсем недавно нам говорили, что несколько лет не будут трогать налоговое законодательство. И вдруг на 2 процента подняли НДС. Бизнес всегда просит лишь одного – постоянства. Его не столько тревожат сама масса нагрузки, в первую очередь – фискальная и административная, сколько неизвестность. И мы неоднократно, проводя мониторинг настроений бизнеса, говорили об этом правительственным министерствам. Указывали, где пробуксовывают или не действуют законы, предлагали варианты выхода из ситуации. Но обратная связь не была актуализирована. И вот нас услышали.


Идеи трансформации делового климата направлены на устранение существующих барьеров  и устаревших требований, которые уже давно неактуальны


Р.В. – Какие плюсы вы видите в новом документе?

В.К. – Основной плюс в том, что Правительство само пошло нам навстречу. Раньше мы, можно сказать, под дверь подсовывали наши требования и просьбы. А теперь двери распахнули – идите, несите, мы ждем от вас предложения, готовы расширить список направлений работы. Готовы выслушать, внести в перечень первоочередных мер. Теперь правительство шагает с бизнесом в ногу, понимая, насколько серьезные перед страной стоят задачи.

Р.В. – План мероприятий по трансформации делового климата охватывает двенадцать направлений – от технологического присоединения к инженерным сетям, градостроительной деятельности до таможенного администрирования и завершения реформы контроля и надзора. Самые важные именно для рязанского бизнеса?

В.К. – У нас не сырьевая территория. У нас мощный аграрный сектор и хорошо развитая промышленность: оборонная, строительная, легкая. Говорить о какой-то специфике территории и как итог – особых требованиях бизнеса, нам не приходится. Поэтому тех 12 направлений трансформации, которые наметило правительство, на мой взгляд, на первое время достаточно. Возможно, появятся 13-е и 14-е, возможно, и 20-е – сегодня идет сбор пожеланий бизнесменов со всех регионов по доработке документа.

Р.В. – Пакет мер формируется исходя из приоритетов предпринимателей до 1 июля, когда планируется утвердить его в окончательном варианте. Сейчас в регионах идет сбор предложений. Кто занимается им в нашей области?

В.К. – С такой инициативой на одном из заседаний к нам обратилось наше региональное правительство, взявшее на себя аккумулирующую роль бизнес-инициатив.

Р.В. – И какие-то предложения от рязанского бизнеса уже были направлены?

В.К. – На площадке РСПП рождается много предложений по решению проблем бизнеса и развитию деловой среды. Но все они в целом уже есть в том плане трансформации, что предложила нам федеральная власть.

Р.В. – Что станет следующим этапом на пути совершенствования отношений межу бизнесом и властью? Чего вы ждете после принятия плана?

В.К. – Четкой работы этого документа. Ведь в нашей практике много примеров, когда хорошее дело сходило на нет. А здесь правительству нужно будет себя, а не нас, бизнес, подгонять. Есть много вопросов, без разрешения которых на законодательном уровне не подойти. Закон о контрольно-надзорной деятельности, например, сегодня слабо реализуется. Есть, конечно, уже внедрение рискоориентированного подхода, но революции пока нет. Как самим себя реформировать? А именно это и придется делать федеральной власти в ближайшее время. План содержит разработку федеральных законов, включает в себя мероприятия по нацпроектам. В нем не указаны конкретные сроки исполнения, но есть четкие задачи, например, доведение доли инвестиций в основной капитал в ВВП до 25%. А это довольно серьезная задача по выходу экономики из стагнации. Вместе, в диалоге власти и бизнеса, при постоянном мониторинге делового климата и быстрой реакции на изменения в деловой среде, это вполне возможно.


План содержит 130 пунктов, которыми предусмотрена разработка 33 федеральных законов, 38 актов Правительства России, 21 ведомственного акта. В целях формирования электронного взаимодействия бизнеса и федеральных органов исполнительной власти План предусматривает формирование пяти электронных сервисов. В План также включены 13 мероприятий, предусмотренных национальными проектами «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».


Екатерина Детушева