ДОЖИТЬ ДО СТА И ПРОСЛАВИТЬСЯ

НАРОД ПРОЦВЕТАЕТ, ПОКА О НЕМ СЛАГАЮТ ЛЕГЕНДЫ

Писателя и краеведа Владимира Семина можно назвать самым известным собирателем легенд рязанского края.

И именно под таким названием он выпускает свои книги. Шестой по счету сборник легенд «на ура» расходился на книжной выставке-ярмарке «Читающий мир» в областной библиотеке имени Горького.
Нужно отметить, что автор очень внимательно относится к первоисточникам. Сообщая нам интересные факты, обязательно познакомится с предысторией, а в конце книги даст подробную библиографию – откуда взяты сведения. Снабжают его информацией книги известных рязанских историков, государственный архив Рязанской области, периодическая печать начала прошлого, а то и XIX века, мемуарная литература и т.д. Ну а то, что Владимиру Семину удается из сухих сведений составить увлекательный, хорошо и просто написанный очерк – его литературная заслуга. Каждому человеку, знакомому с писательским ремеслом, известно, что легче сочинить какую-нибудь псевдонаучную заумь, чем рассказать занимательную историю, да и просто развлечь читателя. В конце концов, все жанры хороши, кроме скучного. Есть у его «легенд» еще один несомненный плюс – приглашение к дальнейшему исследованию темы и восполнение существенных пробелов. Когда-то именно слухи и предания заставили историков, реставраторов, архитекторов заняться поисками подземного хода в Рязанском кремле. О подробностях мы расспрашиваем автора серии книг «Легенды Рязанского края» Владимира Семина.

Р.В. – Владимир Андреевич, расскажите, какие результаты дали поиски подземного хода из так называемого «Дворца Олега».

В.С. – Действительно, в 30-х годах прошлого века сотрудники областного краеведческого музея решили проверить информацию о предполагаемом подземном ходе во «Дворце Олега». В 1933 году архитектор Цеханский информировал директора музея Комарова о том, что при ремонте стены и ворот он обнаружил ход в подземелье шириной примерно 85 см с каменными ступенями и ползучим каменистым сводом. Архитектор попытался проникнуть в этот проход, спустился на 10 – 12 ступеней, но уперся в завалы мусора и дальше решил не пробираться. Сказал об этом архиерею, имя которого вспомнить уже не мог, потому что с момента обнаружения подземелья прошло 35 лет. Пастырь отдал распоряжение заделать дверь в сход и продолжить ремонт стены, что и было сделано. Дверь в проход заложили кирпичным контрофорсом.
Прошло какое-то время, и интерес к подземному ходу возник снова. Музей и Рязанское бюро краеведения обратились в вышестоящие инстанции и рязанский сектор НКВД с просьбой возобновить исследования. Обоснование выдвинули следующие: «Открытие входа имеет исторический характер с учетом возможности его частичного использования для подземного хозяйства города (водопровод, канализация)».
Возможно, народнохозяйственные мотивы сознательно выдвигались на первый план, чтобы получить «добро».
И разрешение от НКВД поступило. Со стены убрали контрофорс, разобрали обшивку стены, вышли на старую кладку из крупного кирпича. Увидели дугу арки. Но вот незадача – никаких следов двери или даже простого лаза не обнаружили. Работники ждали указаний, в какой именно части стены проводить ее разборку – в месте, заложенном щебенкой, или ниже ее. Письменных пояснений они не получили и посчитали правильным заделать проделанные разборки. Однако комиссия вышла с предложением продолжить отыскание хода при наличии ассигнований в других направлениях. Читаем в акте комиссии от 12 октября 1934 года: «Руководствуясь описанием укреплений Рязанского кремля и установив место расположения бывш. Тайницкой башни, попытаться при помощи щупов, буров обнаружить ход, и при обнаружении проследить его направление в оба конца».
То ли интерес к теме постепенно иссяк, то ли не удалось найти средства, но на этом смутная история поисков подземного хода в Рязанском кремле заканчивается.

Р.В. – И это далеко не единственное преданье о существовании подземных лабиринтов в Рязанской области.

В.С. – В некоторых случаях можно говорить о фактах. Из официального отчета известного архивиста и музейного работника, сотрудника Рязанского историко-краеведческого музея Степана Яхонтова мы находим подтверждение существования подземного хода в уездном городе Шацке. В июне 1925 года Яхонтов совершил поездку в Шацкий уезд для обследования его в культурно-историческом отношении. В его отчете говорится о доме Швецова, построенном в 1817 году, с «подземным ходом под площадью».
В 80-х годах XIX века в журнале Рязанской ученой архивной комиссии обнародовано любопытное известие члена комиссии, известного собирателя древностей и коллекционера А.В. Антонова о том, «что близ Благовещенской церкви в г. Рязани есть подземный ход, который было бы желательно исследовать…»
Вплоть до 1941 года, как утверждают старые прихожане, существовал подземный ход, выходящий из дома священника Борисоглебского собора в Рязани, к месту его службы. В 1941 году он был засыпан.

Р.В. – Владимир Андреевич, насколько я знаю, вы подробно изучали историю подземелья вблизи Иоанно-Богословского монастыря. Расскажите, что удалось узнать.
В.С. – Тайная пещера существовала, вход в нее находится недалеко от родника. Сейчас он предусмотрительно закрыт на замок, чтобы не искушать искателей приключений, поскольку внутри, видимо, находиться небезопасно.
Сразу скажу, что время возникновения рукотворной пещеры и ее назначение остаются неизвестными.
Некоторые считают, что пещеру вырыли вятичи, сопротивлявшиеся распространению христианства. Там они якобы прятали языческих идолов и совершали требы. Другие говорят, что это было убежище во времена татаро-монгольского нашествия.
В XVII веке монастырская пещера, по-видимому, использовалась для заточения «раскольников-старообрядцев». В 80-х годах XVII-го столетия в земляной тюрьме монастыря содержались сторонники протопопа Аввакума, среди которых был ссыльный чернец Сергий, соратник суздальского священника Никиты Добрынина, более известного под прозвищем «Пустосвят».
До нас дошел отзыв паломника, совершившего путешествие в монастырь в первом десятилетии XX века. Он называет подземелье пещерой затворника, основавшего монастырь и ушедшего на Афон. В пещере паломник увидел земляной престол с крестами, вырезанными из земли. И земляное изображение Божьей Матери с Младенцем на руках.
В 1930 году в пещеру проникли местные жители, но ничего интересного, кроме сделанных из земли столиков и скамеек, не нашли. Затем рукотворное чудо приспособили для своих нужд лисицы.
Интересную версию об устройстве земляной пещеры в дубовой роще высказал московский архитектор В. Плужников, обследовавший ее на 60-метровом участке. Он считает, что изначально протяженность сооружения составляла не менее 500 метров.
К области фантастики относится предположение, что пещера должна была углубиться под самое дно Оки и выйти на другой берег, а то и вовсе связать подземным ходом два монастыря – Иоанно-Богословский и Солотчинский. Древние строители все-таки не обладали возможностями метростроевцев.

Р.В. – В этом хочется усомниться, когда узнаешь, до каких лет доживали наши предки. Наверное, вы первый, кто обратился к теме долгожительства в Рязанской губернии.

В.С. – Да, для меня было открытием, что не только горные края рождали на свет долгожителей, но и наша родная Рязанская губерния. XVIII век, село Дубровичи. В исповедальной книге приходской церкви Николая Чудотворца сделана запись на Пятидесятницу: «Были у исповеди Исай – 112 лет и его дети 30 и 28 лет». Получается, что Исай повторно стал отцом в 82 года!
В статистических выкладках, опубликованных в газете «Московские ведомости» за 1810 год, значатся 25 рязанских долгожителей в возрасте свыше 100 лет. А в 1814 году верхняя возрастная планка дошла до 115 лет! Оказалось, что и это – не предел. Абсолютный рекорд продолжительности жизни поставил касимовский крестьянин Петр Отшельник. И ведь трудная судьба была у человека – и скитался, и бедствовал, и тянул рекрутскую лямку. Чтобы избежать насильной женитьбы, бежал из родительского дома и поступил в услужение к тамбовскому купцу. Был возвращен своему помещику и отдан в солдаты. 30 лет «отбарабанил» на царской службе. Потом совершил семилетнее поломническое путешествие по святым местам. Получив благословение Серафима Саровского, стал отшельником. В Касимове поселился в малой пещере на склоне оврага у речки Бабенки. Прожил в ней два десятка лет, а потом еще 34 года в землянке на Татарской горе, и уже глубоким старцем перебрался в овраг возле самой бедной касимовской церкви – Никольской, чтобы привлечь своим присутствием прихожан.
Скончался Петр Семенович Отшельник 1/14 декабря 1847 года. А родился, по данным священника Владимира Правдолюбова, в 1714 году. Нетрудно посчитать возраст касимовского долгожителя – 133 года (по другим данным – 124 года).
Статистика показывает, что главное дожить до 110 лет. А потом идет пятилетняя, а то и 10-летняя прибавка. Наверное, это можно сравнивать со вторым дыханием у спортсменов.

Р.В. – Не зря же говорят – трудно первые сто лет, а потом полегче.

В.С. – В 1810 году два человека на Рязанщине дожили до 120 лет, в 1812-м один до 115 лет. Выдающимися в плане долгожительства годами стали 1810-й и 1814-й (по 25 человек в возрасте старше 100 лет). В XX веке тоже случались 100-летние юбилеи, но, наверное, не так часто – слишком много выпало на эпоху войн и потрясений. В Ряжском районе, в колхозе имени Сталина, возможно, еще помнят 101-летнего животновода Ивана Корнеевича Бойко, который вместе с молодой женой, 70-летней Татьяной Лукиничной, ухаживал за телячьим стадом в 70 голов и не отставал от молодых работников в 50-х годах XX века.

Р.В. – Что ж, Владимир Андреевич, ваши очерки не только удивляют, но и вдохновляют, несут мощный заряд оптимизма. Давайте пожелаем землякам физического и творческого долголетия!

В.С. – Народ живет, пока о нем слагают легенды!

Димитрий Соколов (текст)