Драйверы роста


65

В Рязани много потрясающих историй, которые совершенно не раскрыты


Центр развития туризма Рязанской области и газета «Рязанские ведомости» продолжают проект «Музейный мир: эволюция формата». И вы, уважаемые читатели, можете стать его участниками. На страницах «РВ» ВКонтакте и Фейсбуке, на сайте издания rv-ryazan.ru, на сайте Туристского информационного центра ryazantourism.ru и сайте Центра развития туризма crt-rzn.ru мы проводим опрос «Какими должны быть музеи?». Предлагаем принять в нем участие. Отклики и пожелания о деятельности музеев города и области мы принимаем на адрес электронной почты detushevae@mail.ru.
Давайте вместе сделаем нашу область более привлекательной для туристов!


Десять музеев Рязани и области тайно посетили эксперты, ставшие участниками первого в России пилотного проекта. Инициировали подобный аудит Центр развития туризма Рязанской области совместно с образовательным фондом «Траектория». Сегодня на страницах издания свою оценку качеству предоставления экскурсионных услуг и уровню сервиса на объектах показа, а также содействию конкурентоспособности музейного продукта дает Андрей Лисицкий – директор библиотеки им. Ф.М. Достоевского, эксперт в области социокультурного проектирования, кандидат культурологии.

Р.В. – Андрей, с какой целью вы приняли участие в аудите рязанских музеев?

А.Л. – Мне был интересен проект с нескольких точек зрения. Я достаточно долго профессионально работаю с наследием и сотрудничаю с библиотеками и музеями. Во-первых, мне было любопытно узнать, как наследие представлено именно в музеях. Во-вторых, представители Делового клуба «Наследие и экономика» уже несколько лет сотрудничают с рязанскими специалистами. Мы проводили в Рязани семинары по работе с культурно-символическими ресурсами. И вот этот разрыв между проектированием и практикой, существующей в музеях, тоже представляет для меня большой интерес. Ну и в-третьих, у нас объекты культуры, которые работают с исторической и социальной памятью, в частности музеи и библиотеки, имеют определенные системные проблемы. И они ярко обозначились во время данного аудита.

Р.В. – Какие музеи вы посетили?

А.Л. – Я должен был аудировать музей ВДВ, который оказался закрыт на ремонт, но об этом нигде не было информации, и музей сказки. Но также посетил кремль, в котором был и ранее, а теперь посмотрел на организацию под иным углом. Кроме этого, побывал еще в паре частных музеев.

Р.В. – Общая оценка посещений?

А.Л. – Если мы отсчитываем от идеального состояния и лучших российских и мировых аналогов, то средняя оценка – 3,5 балла. Если смотреть по ситуации в других регионах, то у рязанцев есть некоторые достижения.

Р.В. – Знаете, о минусах мы уже много говорили на страницах «РВ» с другими экспертами, принявшими участие в проекте. Давайте с вами поговорим о плюсах.

А.Л. – Во-первых, в Рязани много частных музеев, что само по себе хорошо. Есть попытки работы с рязанскими темами. С сахаром. С пряниками. Да, пока все это слабовато, и над этим нужно еще много трудиться. Но у частников больше свободы. Они могут менять и меняться. Нужна лишь воля. В отличие от государственных и муниципальных музеев, которые менее мобильны.
Во-вторых, в Рязани на самом деле много историй, которые совершенно не раскрыты, но могут стать мощными драйверами для захода в регион туристов. Вот, например, тот же музей ВДВ. Благодаря виртуальному туру я узнал, что в музее есть два огромных ангара с военной техникой. Во всем мире это мощный стимул для автомобилистов-любителей и профессионалов, для историков военной техники, ценителей ретро и просто военных приехать и посмотреть. И этот сюжет в Рязани совершенно не раскручен. Возможно, у коллег не доходят до этого руки или нет ресурсов, но у этой темы точно хороший потенциал.

Р.В. – Помимо наследия в музеях вы оценивали и сервис…

А.Л. – Сервис – это в первую очередь клиентоориентированность. И в частных музеях она, конечно, есть. Турист сразу попадает в некую яркую и доходчивую историю, он сразу втянут в какое-то действо, интерактив. Чего не скажешь о государственных и муниципальных учреждениях. В кремле, например, вообще непонятно, куда ты попал. То ли ты в кремле, то ли в краеведческом музее. Есть хорошие экспозиции, но они представлены неравномерно. А вещи, которые видят туристы, не рассказывают им никаких историй. Лежит, например, личный штандарт Скобелева, который перешит из шали его жены. Это же потрясающая история о дружбе генерала с Верещагиным, о подарке художнику, о том как жена выручила Скобелева из сложной ситуации, но она никак не раскрыта. Получается, что туристы в Москве в очередь выстраиваются, чтобы посетить выставку Василия Верещагина с этим экспонатом. А в Рязани есть такой прекрасный объект, как штандарт-шаль, но о нем почти никто не знает. И благодаря такому неумению работать с клиентом музеи теряют свое содержание. Получается, что они не выполняют не только экономическую свою функцию, но и образовательную.

Р.В. – И что же нужно, чтобы и частники, которые умеют работать с клиентом, но никак не могут «дотянуть» свои истории, и не частники, которые обладают хорошей базой, но не умеют ее преподнести, заработали в полную силу?

А.Л. – Этим нужно заниматься и изнутри, и снаружи. Изнутри это должны делать сами музеи. Кто-то из музейщиков воспримет нашу оценку деятельности, кто-то – нет. О многих проблемных зонах они сами хорошо знают. Видимо, им не хватает собственной воли к изменениям, ресурсов либо руководства к действию сверху. Для кого-то наши анализ и рекомендации станут открытием и поводом задуматься. И это тоже хороший результат.
Снаружи – задача, которая стоит перед Центром развития туризма. Именно им после нашего аудита предстоит поправить недостатки, которые имеются. Создать в городе четкую и ясную навигацию. Выделить основные «жемчужины» Рязани и заняться самой активной работой по их продвижению в соцсетях. Продвигать не все и вся, а какие-то отдельные яркие экспозиции или вещи, события. Только тогда музейная история в Рязани заработает в полную силу и можно будет говорить о конкурентоспособности рязанского музейного продукта.

В Рязани на самом деле много историй, которые совершенно не раскрыты, но могут стать мощными драйверами для захода в регион туристов.

Беседовала Екатерина Детушева
Фото Виктора Гаврикова