Эх, дороги…


865

И водителям, и пешеходам важно знать не только об обязанностях, но и о правах

Как только окончательно сошел снег, дороги открыли свое «личико», стало ясно реальное положение дел с дорожным полотном в черте города и не только. Многие автомобилисты уже выложили запас обычных слов по поводу разбитой подвески или пробитого колеса. Часть участков на дорогах региона уже давно можно переименовывать в сибирские «зимники», так как передвигаться по ним без страха за ходовую часть можно только по укатанному снегу.

Езда без правил

Но слой снега – это нормально. А вот ехать по сухому асфальту до того, как на дороге сделали весенний ямочный ремонт, бывает весьма опасно. А как быть, если выехать на трассу все-таки надо? Ведь дела не ждут. Как обезопасить себя? Кроме соблюдения щадящего скоростного режима и тщательного контроля за местоположением ям впереди, нужно помнить о своих правах и возможностях, которые позволяют сохранить если не автомобиль, то кошелек.
Ну вот и первая яма, она же и финальная для вашего железного коня. Потеряна либо шина, либо подвеска. Первое, что нужно сделать – это включить «аварийку», выставить нарядный красный треугольник на проезжую часть и ни в коем случае не пытаться оттащить автомобиль в сторону. Срочно вызывать наряд ГИБДД, дожидаться его сколько надо и требовать составления подробного протокола о происшествии. В документе должно быть отражено все: схема ДТП (а происшествие относится именно к такой категории), точное расположение ямы, повреждения автомобиля (из тех, что можно установить на месте), факт невозможности автомобиля передвигаться самостоятельно после получения повреждений, но самое главное – должна быть в деталях описана сама яма. Ее глубину нужно непременно измерить, даже если сотрудникам ГИБДД придется в нее спускаться. Замеру подлежит и ширина, и длина. Все, что описано в протоколе, должно быть сопровождено фотографиями, которые необходимо приобщить к документам. Только после этого можно вызывать эвакуатор и везти машину в автосервис. Там авто осматривает мастер и выявляет дополнительные, не замеченные сразу повреждения. Тогда становится возможным полностью описать все затраты на восстановление машины. Это первый этап подготовки к иску в адрес тех, кто отвечает за злополучный участок дороги.

ГоСТ на ямы (а также ямки и выбоины)

Согласно пунктам 3.1.1. и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с учетом разрешенной скорости. Предельные размеры отдельных недостатков дорожного полотна не должны превышать по длине 15 см, по ширине 60 см, по глубине 5 см. Если есть хоть малейшее отступление от обозначенных государством стандартов – то перед вами типичная яма-нарушитель, которая хочет нанести вам ущерб. Намерения ее ясны, вид угрожающий, договориться с ней невозможно. Но ладно бы только ямы. Бывают открытые колодезные люки, которые могут моментально «убить» даже дорогую подвеску. Но оказывается, еще хуже, когда люк не большой, а маленький. В Рязани был случай, когда посреди дороги почему-то оказался газовый лючок с открытой крышкой. На разрешенной скорости над такой инсталляцией проехалась иномарка. В результате чугунная крышка лючка пропорола все «брюхо» автомобиля, взломала масляный картер двигателя и привела машину в полную негодность. В другом случае рязанец, двигаясь на автомобиле в темное время суток возле промзоны, причем двигаясь достаточно медленно, не избежал попадания в яму длиной полтора метра и глубиной более 25 сантиметров. От удара два передних колеса вошли в салон. Но это еще не конец истории. В ту ночь на этом участке «подорвались» шесть машин. Последнее авто с московскими номерами, после взаимодействия с ямой, вообще перевернулось на крышу, и сразу стало ясно: тут что-то не так. Первый пострадавший решил судиться с администрацией города. Но чиновники перевели вину на тех, кто отвечает за освещение улиц. Эта организация, в свою очередь, переадресовала претензии Дирекции благоустройства. Те «перевели стрелки» на ГИБДД. В результате на суде было семь ответчиков перед порядком растерянным истцом. Но суд встал на его сторону. Администрацию областного центра обязали оплатить ремонт автомобиля. Апелляции ни к чему не привели.

Права в действии

Что бы ни случилось на дороге, надо составлять самый подробный протокол происшествия и выяснять, какая организация отвечает за конкретный участок проезжей части. В крайнем случае можно подать запрос в администрацию города с целью разъяснения вопроса. Затем в обслуживающую дорогу организацию необходимо написать письмо с предложением добровольно и в досудебном порядке возместить ущерб. Он определяется автотехнической либо оценочной независимой экспертизой.
– Все расходы на экспертизу, даже если она оказалась очень дорогой, являются дополнительными убытками, которые причинены в результате нарушения ваших прав. То есть эти расходы надо включать в компенсационные требования, – поясняет председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Далее следует подождать десять дней. Если вам не возместили ущерб, то тут вступает в силу положение закона «О защите прав потребителя», касающееся судебного разбирательства. Потребитель имеет право ездить по дорогам, которые соответствуют ГОСТам на всем протяжении. Надо обращаться в суд и выигрывать дело. При этом не забывать о моральной компенсации и о том, что за отказ от решения вопроса в досудебном порядке предусмотрен штраф в пользу потерпевших.
Бывает и такое. От недостаточного внимания коммунальщиков к своим обязанностям пострадал пешеход, который провалился в колодезный люк и чуть заживо не сварился в кипятке, бурлящем внизу, на глубине полтора метра. Его спасло только то, что он зацепился за скобу и сломал ногу. Кстати, представители РМПТС в суде пытались представить потерпевшего пьяным в момент происшествия, но зря. Из колодца его выручали врачи «скорой», которые отвезли пострадавшего в больницу, где у него взяли кровь. Анализ показал трезвость. В результате муниципальное предприятие оплатило и лечение, и моральный ущерб.

Рисунок Павла Соловцова