Кадровый вопрос


40

Ответ на него знают в Рязанском агротехнологическом университете

О том, какие профессии сегодня востребованы и почему, наш разговор с деканом автодорожного факультета Рязанского агротехнологического университета им. П.А. Костычева Г.К. Рембаловичем.

Р.В.. – Георгий Константинович, у автодорожного факультета агроуниверситета нет недостатка в абитуриентах – конкурс здесь серьезный. С чем это связано? Вот чем вы руководствовались, выбирая будущую профессию?

Г.Р. – Окончив школу, я рассматривал разные варианты. Все, что связано с техникой, особенно с автомобилями, всегда вызывало у меня огромный интерес. На момент поступления в вуз автомобиль казался мне венцом технической мысли и творчества. Возможно, у тех, кто сегодня выбирает для себя профессию, так или иначе связанную с транспортом, похожее представление.

Р.В. – Что-то вас удивило, когда вы начали учиться?

Г.Р. – Помимо технической стороны, приятно удивило отношение преподавателей к обучающимся. К студентам с особым вниманием относились Евгений Васильевич Лунин, Николай Владимирович Бышов, Иван Алексеевич Успенский, Сергей Николаевич Борычев, другие педагоги. Они были к нам строги, но по-отечески, и всегда чувствовалась обратная связь. Согласитесь, это очень важно для каждого студента. И этот настрой мы стараемся сохранять.

Р.В. – Рассказывают, что на вашем факультете студенты как-то перебрали старую автотехнику, вроде «полуторки», а потом на этом автомобиле участвовали в автогонках?

Г.Р. – Насчет «полуторки» неправда, а вот автомобили ГАЗ-51 студенты восстанавливали. На одной из машин наши ребята – Андрей Соколов и Артем Кулапов – несколько лет принимали участие в гонках в Семено-Оленинском. Второй восстановленный студентами ГАЗ-51 установлен как памятник в сквере Механизаторов, перед входом во второй учебный корпус РГАТУ. В создании этого памятника и в обустройстве сквера принимали участие и студенты, и многие выпускники автодорожного и инженерного факультетов, работники профильных отраслей. К сожалению, после ухода из жизни первого декана автодорожного факультета Евгения Васильевича Лунина связи со многими из них оказались утраченными. Евгений Васильевич ушел из жизни неожиданно. Мы все были уверены, что он еще долго будет работать. Но вот так получилось…

Р.В. – Ваш путь – от студента до декана. Что способствовало такому профессиональному росту?

Г.Р. – Когда начинал учиться, планов остаться работать в вузе у меня не было. Думал, пойду работать на производство. Но в 2000 году у нас на потоке начал вести занятия Иван Алексеевич Успенский, профессор, доктор технических наук. В 2000 году в вузе была создана кафедра технической эксплуатации транспорта, которая успешно работает уже почти 20 лет. Иван Алексеевич, заведующий кафедрой, отобрал из группы нескольких студентов, в том числе меня. Мы начали заниматься в студенческом научном обществе при кафедре. Тогда же встал вопрос о подготовке к поступлению в аспирантуру. Иван Алексеевич сумел убедить нас – меня и моего сокурсника Александра Бойко (сейчас доцента кафедры строительства инженерных сооружений и механики) – в необходимости этого. И сегодня занятиям в студенческом научном обществе уделяется самое серьезное внимание. Мы в свое время разрабатывали и внедряли новые технические решения, которые повышали эффективность использования сельхозмашин.
В наши дни ученые факультета успешно продолжают эту научную работу, но тематика уже более широкая. Это не только совершенствование транспортных работ в сельском хозяйстве, но и разработки по созданию, эксплуатации, сервису автотракторной техники, по организации и управлению транспортными процессами, по моделированию улично-дорожных сетей городов и поселений, по строительству автомобильных дорог и ряд других. Студенты в этой работе принимают самое непосредственное участие.

Р.В. – Значит, у молодежи интерес к науке не ослабевает?

Г.Р. – Интерес к науке проявляется у студентов не сразу. На первом курсе многие еще не знают, чего хотят. Но потом понимают: помимо диплома, необходимо получить достаточный багаж знаний, умений, навыков, превышающий базовый уровень образовательного стандарта. Современная техника очень сложная. У нас в университете прошли госаккредитацию все уровни транспортного образования: среднее специальное (СПО), высшее (ВО) – бакалавриат, специалитет и магистратура. Открыто направление подготовки «Строительство». Выпускники разных лет поступают в магистратуру: сказывается интерес к карьерному росту.

Р.В. – Какой процент выпускников устраивается на работу по специальности?

Г.Р. – Довольно большой. Причем в самых разных сферах, но по специальности: на станцию техобслуживания, в дилерский центр, в любую организацию, связанную с транспортом. Наши выпускники занимают различные должности: от рядовых инженеров до руководителей предприятий.
Очень важный этап подготовки связан с организацией производственных практик наших студентов. Для того чтобы попасть на работу в надежную, стабильную организацию, выпускник должен иметь определенный опыт практической деятельности. На практике студенты работают в автосервисах, автотранспортных предприятиях, дилерских и логистических центрах, проектных организациях. По вопросам практики и трудоустройства у нас налажено взаимодействие с государственными и муниципальными учреждениями региона, с ГИБДД, с Ространснадзором. Например, сейчас наши студенты выпускного курса проходят практику в министерстве транспорта и автомобильных дорог области.

Р.В. – Что намечается реализовать на факультете в обозримом будущем?

Г.Р. – Сейчас мы готовимся к масштабному празднованию 70-летия РГАТУ. Недавно состоялось открытие новых специализированных учебных классов, закупается новая техника, проводится научная работа, связанная с производством. В перечне тем такой работы – транспортное моделирование, разработка проектов развития дорожной инфраструктуры, комплексных схем организации автомобильного движения. Университет тесно сотрудничает с проектными организациями, расположенными в Рязани, работающими по всей стране.

Р.В. – Достаточно ли техники, специального оборудования, чтобы готовить профессионалов?

Г.Р. – Практически весь первый этаж нашего корпуса занимают мастерские. Есть мастерские по ремонту и обслуживанию автомобилей, мастерская кузовного ремонта, цех восстановления деталей и узлов. У нас есть учебный автопарк – отдельное структурное подразделение вуза, где студенты могут получить водительские удостоверения всех категорий – от мотоцикла до автобуса. Имеется достаточное количество легковых и грузовых автомобилей. Студенты также могут обучаться управлению тракторами и другой самоходной техникой с последующей сдачей экзамена в Гостехнадзоре.
У входа в наш учебный корпус висит лозунг: «В профессию – через рабочую специальность». Он актуален и для тех, кто учится на автодорожном факультете, и для студентов инженерного факультета. Специалисты нашего профиля должны знать будущую профессию «изнутри». К слову, очень трудно разделить инженерный и автодорожный факультеты, и не только потому, что мы располагаемся в одном корпусе. В базовой подготовке студентов много общего, хотя, конечно, есть своя специфика. Но в целом взаимодействие и взаимовыручка у нас отлажены очень хорошо.

Беседовала Лада Петрова
Фото автора