Музеи сегодня переживают кардинальные изменения в своем содержании и формах деятельности
Переставая быть храмами науки и искусства, они превращаются в пространства, которые притягивают не столько информацией, сколько постоянной трансформацией и интерактивностью своей деятельности.
В музеи идут не просто за трансляцией культурного наследия, а за постижением его ценностей и смыслов. И задача музейной индустрии – создать условия для такого познания. В помощь – новые форматы с более широкими социальными задачами, такие как комплексные музеи, частные музеи, учреждения музейного типа.
В нашей области сегодня действует 57 музейных учреждений. Об их деятельности мы говорим с заместителем министра культуры и туризма Рязанской области Игорем Мишиным.
Р.В. – Игорь Александрович, музейный мир области – это часть культурного пространства страны, в котором происходит сохранение ценных для общества объектов истории, культуры и природы. Насколько разнотипны региональные музеи и каков их потенциал?
И.М. – В Рязанской области сложилась широкая сеть музеев, которые образуют «культурный каркас» региона. Центральное место занимает, конечно же, Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, представляющий собой уникальный мемориальный и природно-ландшафтный комплекс. В музее проходят мероприятия международного, всероссийского и областного уровня. В среднем за год в одном из крупнейших и наиболее посещаемых музеев Российской Федерации бывают 350 тысяч человек.
190 тысяч – посещаемость Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, музейные коллекции которого насчитывают более 259 тысяч единиц хранения.
Всего же в регионе три музея-заповедника и один музей-усадьба, популяризирующие имена прославленных земляков: Олега Рязанского, Сергея Есенина, Сергея Худекова, Ивана Павлова.
Единственный в регионе музей художественной направленности, который к настоящему времени обладает коллекцией более 12 тысяч экспонатов, – это Рязанский художественный музей. В состав его фондов входят работы мастеров, чья жизнь и творчество связаны с рязанским краем. Кроме того, музей обладает уникальной коллекцией полотен мастеров Возрождения, барокко, классицизма, «малых голландцев».
Особую привлекательность как для жителей области, так и для ее гостей имеют мемориальные музеи, сохраняющие память о знатных земляках: А.С. Новикове-Прибое, К.Э. Циолковском, П.П. Семенове-Тян-Шанском, М.Д. Скобелеве, И.П. Пожалостине, И.И. Срезневском, братьях Пироговых.
18 музеев Рязанской области относятся к числу краеведческих, объектом их деятельности является сохранение и презентация исторического, природного и культурного наследия района, поселка, деревни.
Замечу также, что ежегодно в области открывается один-три новых музея. А это свидетельствует о расширении тематического многообразия музеев и способности удовлетворения спроса.
Р.В. – Последнее исследование ВЦИОМа выявило, что 90% населения страны ходит в музеи. Каковы показатели в нашей области?
И.М. – Сотрудники рязанских музеев ежегодно проводят свыше 20 тысяч экскурсий, организуют более 1 500 мероприятий и 600 выставок. В регионе действует 60 музейных образовательных программ. Благодаря всему этому охват населения услугами музеев составляет 70%. А если говорить об общей посещаемости всех 57 музеев, то она составляет около 800 тысяч человек. Это и рязанцы, и туристы.
Р.В. – Можно дать какой-то общий портрет посетителя музея? Или это, как мы привыкли, – школьники, пенсионеры? Что-то в этом смысле поменялось за последние годы?
И.М. – Согласно проведенному социологическому исследованию «Музеи и посетитель», можно сказать, что две трети наших посетителей – женщины, и лишь треть – мужчины. Более 60 процентов из них – подростки и молодежь до 29 лет, оставшиеся 40 процентов – граждане более старшего возраста. Если говорить о роде занятий, то в чем-то вы правы: каждый десятый – это школьник. Почти столько же и неработающих пенсионеров (11,2%). Но есть и более «масштабные» группы посетителей – это студенты (15,8 %) и работники образования, культуры и здравоохранения (более 20%). Четыре эти самые посещающие группы составляют 60 процентов всех посетителей. А есть еще 40, среди которых рабочие, домохозяйки, военнослужащие, предприниматели и фермеры. Так что портрет современного посетителя музея давно ушел от общепринятого – старики и дети. Музеи стали более посещаемы и более востребованы среди населения.
Р.В. – А в чем их востребованность?
И.М. – В уникальности тех услуг, которые они предоставляют, и в широком спектре охвата интересов туристов. Вот, например, самые посещаемые музеи в области – музеи-усадьбы и музеи-заповедники. Именно они наиболее востребованы российскими и зарубежными туристами. Наибольшее количество посетителей в 2017 году приняли Государственный музей-заповедник С.А. Есенина и Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Мы о них говорили уже. 65 тысяч человек посетили Рязанский художественный музей, около 30 тысяч – Мемориальный музей-усадьбу академика И.П. Павлова, столько же – Касимовский историко-культурный музей-заповедник. Но в области еще существуют частные, ведомственные, епархиальные музеи, которые расскажут посетителю о православных святынях нашей земли и самых известных рязанцах, об истории дальней авиации и воздушно-десантных войск, о сахароварении и создании игрушек, о молодежном движении и путешественниках.
Р.В. – С распространением Интернета повысилась доступность разных источников знания. Как сказывается на работе музеев усиление других игроков информационного поля? Стало ли это стимулом для развития, трансформации, обновления музеев?
И.М. – Повсеместная цифровизация дает ощутимый толчок развитию музейного дела. 18 музеев Рязанской области уже оснащены системой КАМИС для перевода музейных фондов в электронный вид и дальнейшей передачи их в Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации, что обеспечит дистанционный доступ граждан к культурным ценностям. В области действует интернет-портал «Музеи Рязанской области», посетители которого могут получить исчерпывающую информацию о музеях региона. 7 музеев осуществили проекты по разработке виртуальных экскурсий.
Активно используются и нецифровые, но не менее современные методы подачи информации. Так, в ТЦ «Рязанский» действует трехмерная историко-художественная панорама «Герои Брестской крепости», в которой совмещены широкоформатное изображение местности, пейзаж с круговым обзором и предметный план. В отличие от классических панорам и диорам, зритель наблюдает воссозданную картину не со стороны, а изнутри.
Кроме того, музеи стали чаще обновлять свои экспозиции, что привлекает музейных завсегдатаев и потенциальных посетителей и увеличивает посещаемость на 5-30%. Изменился формат выставок – они стали более информативны и мобильны: 5 лет назад ежегодно презентовалось порядка 30 передвижных выставок, на 2018 год запланировано более 90.
Р.В. – Обновление и трансформация в реалиях времени – не единственный фактор успешного развития музейного дела. Большую роль в продвижении играет сотрудничество с туристической индустрией, а именно – туроператорами, которые «заводят» в регион гостей из других областей и даже стран. Но некоторые музейные служащие до сих пор считают, что функционал любого музея сводится лишь к научной деятельности и хранению. Есть ли проблемы во взаимоотношениях туроператоров и региональных музеев?
И.М. – Для любого музея организация взаимодействия с туроператорским сообществом – это залог роста числа организованных туристических групп, а посещаемость музея – один из главных показателей эффективности его работы и востребованности. Все это прекрасно осознают, однако проблемы еще остаются, и они связаны с организацией работы музеев в праздничные дни, повышением лояльности к посетителям, особенно школьным группам, необходимостью диверсифицировать музейные программы и создавать тематические продукты. Но мы над этим работаем, наращивая компетенции и выстраивая диалог с туроператорами. Пример такого результативного взаимодействия – совместные проекты с «Центр-туром», «Сафари», «МК-Трэвел», «Орбитой», ЦТА, «Миром путешествий», «Дорбодеем», «Вокруг света», «Ветром странствий», которые доставляют в региональные музеи туристов из Москвы и Петербурга, Владимира, Липецка, Ярославля, Калуги, Тулы, Тамбова, Воронежа.
Р.В. – Являются ли рязанские музеи драйверами туристического развития территории или об этом еще рано говорить? Что ждет отрасль в дальнейшем?
И.М. – Говорить об этом своевременно. Да, являются. И одна из главных задач на сегодняшний день – вопрос расширения музейного пространства в регионе.
Р.В. – Каким образом она будет реализована?
И.М. – В настоящее время продолжается строительство нового комплекса для Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Новое здание весьма выгодно расположено в структуре города: в непосредственной близости от Рязанского кремля, в центре города, на пересечении крупных общегородских магистралей. Это создает хорошие условия доступа посетителей во все здания музейного комплекса.
В Музейном центре, общая площадь которого составит около 20 тыс. кв. м, будет предусмотрены фондохранилище, выставочные залы, музейно-экологический центр, детский центр, научная библиотека, конференц-зоны.
В 2019 году начнет свою работу музейный центр имени Александра Солженицына, в настоящее время ведутся работы по реконструкции части здания, «Дом Салтыкова-Щедрина (Морозова)», в котором будет располагаться музейный центр.
Ведется работа по восстановлению исторического облика села Константиново и усадебных объектов музея-заповедника: воссозданы Спас-Клепиковская школа грамоты и Дом священника И.Я. Смирнова, проведена реконструкция домов Минаковых и Дорожкиных, проведены ремонтно-реставрационные работы в доме Л.И. Кашиной и на территории усадьбы родителей поэта.
В перспективе на территории музея-заповедника планируется воссоздать утраченные усадебные объекты: каретный двор с размещением в нем литературной экспозиции; малые архитектурные формы, амбар, беседки, бани, оранжереи, с размещением в них экспозиций, характеризующих быт дворянской усадьбы начала XX века, благоустроить территорию усадьбы (верхний и нижний парки) с обустройством зон отдыха (пруд, дорожки, скамейки, парковое освещение).
Уверен, все это даст новый толчок как развитию музеев, так и туротрасли в целом.
Музеи сегодня – полноправные участники туристического рынка, активно взаимодействующие с российскими и региональными туроператорами, и это взаимодействие является взаимовыгодным. Для туроператора – это своевременное информирование о новых музейных продуктах, индивидуальный подход, предоставление удобных дат и времени посещения музея, адаптация программ для различных целевых аудиторий, для музеев – возможность продвижения ресурсов на туристском рынке, рост количества посещений и, что особенно важно, дополнительный стимул развития.
Начало музейному делу в рязанском крае было положено в первой четверти XIX века в Рязанской губернской гимназии. Здесь в 1804 году началось формирование коллекции всевозможных редкостей. В 1822 году, когда на городище Старой Рязани был обнаружен клад драгоценных древнерусских украшений XII–XIII веков, интерес к археологическим исследованиям вспыхнул с новой силой.
57 музеев всего в Рязанской области: 1 федеральный, 5 государственных, 21 муниципальный, 8 структурных подразделений в отдельно расположенных зданиях, 9 частных, 9 ведомственных, 3 епархиальных.
более 498 тысяч предметов – общий объем музейных фондов области, среди которых произведения искусства, археологические артефакты, предметы быта, книги, документы, фотографии.