«Мы приглашаем вас в клуб…»

Людям творческим в своей компании и поговорить в радость

Если сравнить формы работы с учителями в первые годы существования института с тем, как она ведется сейчас, то это – небо и земля. А лучше сказать наоборот: земля и небо, ведь сегодня значительную часть методической деятельности РИРО осуществляет в виртуальном пространстве. Однако не только наука двигает прогресс, но и профессионалы, желающие сделать свою работу более плодотворной и интересной. Например, никто не давал указаний РИРО организовывать клубы учителей-предметников, но три года назад они стали появляться, а нынешним летом объединились в «Учительскую ассоциацию предметных клубов Рязанской области». Как все это произошло, рассказывает на примере кафедры начального и дошкольного образования института ее заведующая, кандидат педагогических наук Оксана Николаевна Нагаева…

– Первоначально шел разговор о том, чтобы приглашать самых компетентных учителей-предметников для обсуждения наиболее важных документов и результатов. Например, приходят образцы всероссийских проверочных работ… Обсудив их с учителями, мы пишем рекомендации – как лучше к этим работам подготовить детей. Потом смотрим результаты, находим общие ошибки, готовим рекомендации по их исправлению… Это не единственная подобного рода работа, контакт с учителями-практиками всегда необходим, и, как правило, обращаешься всегда к «проверенным» людям. Так складывается относительно постоянный круг учителей, которым очень естественно предложить: «А не организовать ли нам свой клуб?» Таким образом получилось на нашей кафедре, так же, я думаю, обстояло дело и на других.

Для удобства сначала обращались к тем, кто поближе, – к учителям Рязани, потом в работу включились педагоги районов. Среди членов клуба учителей начальных классов Оксана Николаевна с гордостью назвала известных в Рязани педагога школы №3 Нину Викторовну Селезневу, преподавателя рязанской гимназии №2 Марианну Валерьевну Чернышову… Несколько позже стали членами клуба Елена Николаевна Бахмутова из Рыбновской школы №3, Наталья Васильевна Коломейцева из Безлыченской школы Захаровского района.

Отдаленность многих школ от областного центра и института не мешает заинтересованным педагогам участвовать в заседаниях предметных клубов, поскольку они часто транслируются из РИРО через Интернет. Но все-таки больше впечатлений остается, как правило, после непосредственного человеческого общения. Поэтому учителям начальных классов хорошо запомнилось посещение Полянской средней школы Рязанского района, ученики начальных классов которой при выполнении учебных проверочных работ показали один из лучших результатов.

– Кстати, автобус для поездки в Поляны институт предоставил членам клуба бесплатно, – говорит Оксана Николаевна и поясняет: – При вступлении в это объединение взимается денежный взнос, образуется некоторая финансовая база, которая позволяет интереснее организовать работу: делать выезды или приглашать на заседания ведущих специалистов в своей области. С образованием такой общественной организации, как «Учительская ассоциация предметных клубов», мы можем подавать заявки на участие в конкурсах на получение грантов.

Это вполне возможно, ведь одним из направлений деятельности предметных клубов является распространение инновационных практик. У рязанских педагогов они есть. Так, на одном из заседаний клуба работников дошкольного образования перед ними выступала логопед детсада №130 Екатерина Смалева (на фото она с ректором РИРО Андреем Кашаевым и своим наставником, заслуженным учителем России Натальей Николаевной Фирсовой), заслужившая звание победителя конкурса «Воспитатель года России – 2016». На федеральном уровне признана также инновационная деятельность детсада №10 из Рыбного, воспитатели которого также побывали на заседании клуба.

К числу интересных клубных заседаний можно отнести онлайн-игру «Путешествие в мир книг Николая Носова», которая проводилась на всю область.

– Конечно, наши клубы сугубо деловые, – продолжает свой рассказ О.Н. Нагаева. – Ни дней рождения, ни праздников мы вместе не отмечаем, что, может быть, и является нашим недостатком, который со временем, возможно, устраним. Но творчески активным людям в своей компании и о работе поговорить в радость. Повод для этого всегда найдется…

На прошлой неделе члены клуба учителей начальных классов выезжали в рязанскую школу №67, где имели возможность посмотреть и обсудить так называемый бинарный урок, который сейчас входит в практику инклюзивного образования. Разве это не интересно, когда занятие проводят двое – например, учитель начальных классов и психолог?..

Татьяна Банникова (текст)