20:23 МСК
Вторник
27 сентября 2016 года
Яндекс.ПогодаПикс
Рязанские школьники поздравили ветеранов В Рязанской области газифицировали три села Вышла в свет книга Почетного гражданина города Рязани Лидии Горазеевой «Поликлиника» В Рязани впервые прошел региональный молодежный конкурс «Компьютерное 3D-моделирование»Журналист и фотокорреспондент "Рязанских ведомостей" побывали в собачьем питомнике, расположенном в Рязанской областиЖитель Рязанской области заготовил почти 4 килограмма марихуаны Состоялось расширенное заседание правительства Рязанской области В Рязани вспоминали Первую мировую войну Отопление есть во всех объектах социальной сферы РязаниВ Рязанской области презентовали новые проекты Комитета по развитию женского предпринимательства Животноводы Рязанской области представят свои достижения на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень» Рязанцы смогут увидеть Константиново 50-летней давности на полотнах Анатолия Титова В Рязанской области 19-летняя девушка обокрала 42-летнюю приятельницу В Рязани 45-летний мужчина украл два велосипеда и детскую коляску Жителей Рязани приглашают на День ходьбы В Рязани прошли соревнования по игре в городкиСпортсмены из Рязанской области завоевали награды чемпионата мира по парашютному спорту Рязанские хоккеисты одержали вторую победу в чемпионате России О подготовке региона к отопительному сезону говорили на расширенном заседании правительства Рязанской области, которое провел вице-губернатор Сергей ФилимоновРязанские футболистки увеличили шансы на серебряные медали чемпионата России С начала года в Рязани демонтировали более 1900 нестационарных объектовРязанские спортсмены стали обладателями медалей международного турнира по тхэквондо ВТФ «Russian Open 2016» В Рязани стартовал VII открытый фестиваль искусств «Павловская осень» Рязанский «Элекс-Фаворит» на равных сыграл в матче чемпионата России по мини-футболу с именитым соперником Работу по профилактике наркомании обсудили на заседании региональной антинаркотической комиссии, которое провел заместитель председателя правительства Рязанской области Алексей Тюменев
21.04.2010
Просмотров: 3943

В традициях шекспировского «Глобуса»

Финал спектакля. Зал долго рукоплещет стоя. Овации, крики «браво» – из партера и с галерки, откуда-то из-под софитов – в театре драмы аншлаг, в зале приставные стулья. Так Рязань встретила первый спектакль регионального Чеховского фестиваля – «Двенадцатую ночь» У. Шекспира.
Автор фото: Елена Коренева | В традициях шекспировского «Глобуса»
Фото автора.

Это совместная постановка Международной конфедерации театральных союзов, Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова, театра «Чик бай Джаул» (Великобритания) при поддержке Британского Совета в России, Правительства Москвы и Министерства культуры России. В Рязани и трех других городах «Двенадцатая ночь» и две другие постановки Чеховфеста появились благодаря новому проекту фонда Михаила Прохорова (Благотворительного фонда культурных инициатив). До этого спектакль, премьера которого состоялась в 2003 году, побывал во многих странах мира, собрав восторженные отзывы.

Постановщик – англичанин ирландского происхождения Деклан Доннеллан, один из титулованнейших режиссеров Великобритании, основатель Академии Королевского Шекспировского театра в Стратфорде на Эйвоне. Играют только мужчины – как было принято при Шекспире. И какие мужчины! Крупные фигуры российских сцены и телеэкрана: Александр Феклистов (Сэр Тоби), Михаил Жигалов (Антонио, капитан), Дмитрий Щербина (Мальволио), Александр Арсентьев (Орсино, герцог) и их молодые, не менее талантливые коллеги. И женские и мужские образы воплощены блестяще.

Сценография минималистична – время от времени появляются полотнища а-ля колонны шекспировского «Глобуса» и столики с приборами. Ко временам «Глобуса» отсылают и условность смены места действия, и демократичные отношения с публикой (ссылки на Рязань). Парадокс – оказалось, чтобы оживить дух шекспировского театра, где публика должна была понимать все, надо говорить со зрителем сценическим языком XXI века.

От привычной «костюмной» комедии, любимой советскими театрами и кинематографом, тут мало что осталось. Но, казалось бы, антрепризный, музыкальный вариант, с условными костюмами, с современными «гэгами» и реалиями (вроде бутылок из супермаркета, боксерской экипировки), получился очень интересным. Видны ансамбль, стиль, единая комедийная тональность. Открывается масса новых нюансов, смыслов – и не только потому, что женские роли исполняют мужчины. Создается ощущение, что режиссером был «простроен» каждый миллиметр, каждая реплика, и в то же время оставлена свобода для актерской импровизации. Видно – артисты «купаются» в ролях, что вызывает живейший отклик зала.

Этот спектакль «прост» только на первый взгляд. Он заставляет задуматься после: «Про что? Зачем?» Да, про здоровых, живущих полной жизнью людей, с их достоинствами и грехами. Да, сам Доннеллан говорит, что это «пьеса о любви и идентичности, о сложностях любви, о том, как наша идентичность растворяется в любви, о любви, которая сродни безумию, страху и духовному озарению…». Он обращает внимание, что одна из героинь «произносит фразу, которая принадлежит и Яго в «Отелло»: «Я не то, что я есть».

Но режиссер в веселую, легкую канву вплел такие знаки-символы, которые не дают «расслабиться» зрителю. Например, появляются «колонны» из ткани черного цвета (во времена Шекспира так обозначали трагедию), звучит грустная мелодия, возникают причудливые тени. И это все – следуя духу и тексту пьесы. Ведь «Двенадцатая ночь» – последняя веселая комедия Шекспира, завершающая первый, «оптимистический» период его творчества. Как пишет шекспировед Алексей Бартошевич, «один из героев уходит, грозя и проклиная…», пьеса «кончается не всеобщим весельем, как прежние комедии, а грустной песней меланхолического шута»…

P.S. Среда – «экватор» Чеховского фестиваля в нашем городе. Вчера и сегодня на сцене театра драмы – «Донка», в начале следующей недели – детский спектакль «Как кот гулял, где ему вздумается» на сцене Театра на Соборной.

Мнения зрителей


Нина Мартишина, преподаватель
Рязанского государственного
университета им. Есенина:

– Первые слова, которые приходят на ум: невероятно, восхитительно, потрясающе, изумительно – все в превосходной степени. Время летело незаметно, я наслаждалась, душа переполнена восторгом.
Увидев афишу, не раздумывала ни секунды – надо ли брать билет. Шекспир – это Шекспир, и Чеховский фестиваль – это марка. Привлекло то, что играют замечательные актеры, одни мужчины в пьесе, которую мы привыкли видеть в исполнении мужчин и женщин. Заинтересовали и те краткие моменты, которые я видела в свое время по телевидению.


Дмитрий Гладышев, инженер:
– Понравилось. Потому, что обращено к современности, потому, что вернулись к театру «Глобус». Ведь в шекспировском «Глобусе» играли одни мужчины, соответственно, дух времени передан хорошо. В такой интерпретации классики (где акцент не только на хореографию, как делают некоторые режиссеры) ничего не теряется, только приобретается.


Александр Принцев,
актер театра кукол:

– Смотрел с удовольствием. Спектакль очень цельный, «стреляющий» по актерской игре. Особенно нравится сохранение традиции «мужчины играют всех».
И все понятно. Ведь порой кажется, что Шекспир – очень сложный автор. Но здесь все так «раскрыто», так преподнесено… И сделано это весело, легко. Осовременивание? Да. Но оно без пошлости, благодаря ему многое становится понятным.


Татьяна Шестакова, преподаватель
института культуры (РЗИ МГУКИ), критик:

– Я зритель, который изучает шекспировский театр, в котором мужчины играли все женские роли. И сегодня посмотреть тот принцип работы, который был во времена «Глобуса», очень интересно. Получается тонкая игра смыслов, которая меня лично устраивает.

Статья опубликована в номере 71 (3622) от 21 апреля 2010
Кому наказывать нарушителей
С первых дней своей работы областная Дума взяла курс на тесное взаимодействие с региональным Правительством. Деятельность думских комитетов синхронизирована с профильными министерствами ...
Юрий Евстифеев
Паганини русской балалайки
В его руках балалайка звучит как гитара, арфа, скрипка, клавесин. Его называют «оркестром на трех струнах». Владея традиционным русским инструментом далеко за пределами совершенства, ...
Вероника Шелякина
Читайте в этом номере:
№ 178 (5219) от
27 сентября 2016
Такое кино
Капустник киногероев Табакова
В честь дня рождения Олега Павловича
Конкурс СМИ - Рязагро - ryazagro.ru
Сбор средств на восстановление Николо-Бавыкинского монастыря

© Рязанская областная газета «Рязанские ведомости», 2001-2016

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

К оплате подписки принимаются карты
Система Orphus

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru