08:37 МСК
Среда
22 / 11 / 2017
2376

О наказании

В областном театре кукол состоялась премьера спектакля по роману Достоевского
Автор фото: Сергей Ларин | О наказании
Фото: Сергей Ларин.

В последнее время Рязанский театр кукол балует взрослую публику; «…И наказанiе» – это уже третий за год спектакль для взрослых. Свое прочтение истории о Раскольникове представил на рязанской сцене белорусский режиссер Олег Жюгжда.

Это имя не ново для рязанского зрителя: Жюгжда хорошо знаком с нашими кукольниками, является постоянным участником международного фестиваля «Рязанские смотрины», куда привозит каждый раз вызывающие большой интерес спектакли. В ходе такого дружеского общения родилась идея совместной постановки.

Жанровое обозначение спектаклю режиссер дал необычное – сцены из романа в двух частях. Действительно, из огромного текста произведения пришлось выбирать отдельные эпизоды, работать над тем, чтобы они органично легли в два с половиной часа действия на сцене. Художник и композитор спектакля также из Беларуси – это Валерий Рачковский и Павел Кондрусевич, с которыми режиссер поставил не один спектакль.

Необычно оформлено пространство сцены: в зрительный зал вынесен помост, на который актеры выходят в моменты сильного эмоционального накала, максимально приближаясь к зрителям. На помосте по обеим сторонам – кукольные домики, изображающие улицу Петербурга, а в конце спектакля они превращаются в верстовые столбы на дороге, которая предстоит главному герою к новой жизни. В центре сцены – диван, который становится то экипажем, сбивающим Мармеладова, то, развернутый обратной стороной, превращается в распивочную, в полицейскую контору. В стороне – уличный фонарь, зад­ний фон – стена дома с окнами, дверями.

Олег Жюгжда

Окончил Белорусский театрально-художественный институт по специальности «актер театра кукол» в 1983 году. С 1987 года работает как режиссер театра кукол. В 1990 году окончил Л­енинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «режиссер театра кукол». С 2000 года работает в Гродненском областном театре кукол.

В спектакле играют и люди, и куклы. Почти у каждого персонажа есть кукольный двойник, который то выходит на первый план, то уступает место актеру. Эта раздвоенность помогает показать душевные метания героев, степень их искренности, мелочность или, наоборот, значительность характера. Так, на последний разговор со следователем Раскольников-человек (Василий Уточкин) не решается и подсаживает на диван рядом с Порфирием Петровичем (Владимир Коняхин) свою куклу. Делец Лужин (Валерий Скиданов) всегда выступает в виде куклы. А вот у еще одного ключевого персонажа – Свидригайлова (Константин Кириллов), который резко выделяется в своем щегольском белоснежном костюме на общем серо-коричневом фоне, – куклы нет вовсе. И в этом, наверное, тоже есть свой смысл: его не терзают никакие муки совести, он чувствует себя хозяином жизни.

Исполнители других ролей – Светлана Борисова и Екатерина Волкова (Соня), Валерий Рыжков (Мармеладов), Татьяна Дубовикова (Катерина Ивановна), Ольга Ковалева (Пульхерия Александровна), Сауле Жунусова и Светлана Гусева (Дуня)… Такое напряженное кукольно-драматическое действо, да еще на классическом материале, не может не стать для каждого из актеров значимой ступенью в профессиональном росте.

С иронией показана Алена Ивановна, убитая процентщица. Для спектакля изготовлено сразу три куклы разного размера, изображающие старуху с топором в голове. Она становится кошмаром, преследующим Раскольникова повсюду то ли наяву, то ли в бреду. Такой ход режиссера вполне оправдан, поскольку на протяжении всего романа главный герой находится в болезненном состоянии, переживает духовный кризис, настолько погружен в себя, что почти стирается грань между сном и реальностью.

Сама сцена убийства представлена средствами теневого театра. Его элементы режиссер вводит в спектакль неоднократно: в тенях показан сон Раскольникова о лошади, разговор студента и офицера, натолкнувший на мысль об убийстве, сцена в саду между Дуней, Свидригайловым и Марфой Петровной. Привидение последней является тоже в виде тени.

Основная музыкальная тема спектакля – романс «Ах, васильки, васильки…». Его поют убитые старуха и Лизавета, а когда Раскольников, выходя на помост, начинает с жаром излагать свою теорию, на сцене собирается целый хор, в котором – его мать, сестра, семейство Мармеладовых. Мир «маленьких людей», такой же незатейливый, «жалостливый», трагичный и полный драматизма, как эта старая песенка, противостоит «право имеющим». Режиссерская ирония еще больше подчеркивает несостоятельность претензий Раскольникова на избранность.

Дата премьеры – 1 марта – совпала с днем убийства террористами в 1881 году императора Александра II, когда сбылось предсказание Достоевского об опасности разрушительных идей. Сегодня предупреждение писателя так же актуально и современно. Однако его стиль сложен для читателей. Исправить это невнимание к Достоевскому, вновь привлечь к его творчеству и попытался Рязанский театр кукол.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 40 (4342) от 06 марта 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

В соавторстве с огнем

Мир – единая семья

Путешествие глазами детей

Русская жизнь. Пушкин
В марте исполняется 180 лет первому полному изданию «Евгения Онегина». Можно было бы не обращать внимания на эту дату, если бы одна знакомая барышня 17 лет от роду не заявила мне недавно, ...
Ирина Сизова
Дружить народами
В Доме общественных организаций прошел татарский праздник
Кристина Азарскова
Читайте в этом номере: