Нити Арена
03:05 МСК
Вторник
26 / 09 / 2017
1471

Вне времени и рамок

Таковы произведения Виктора Ракитина

Есть художники, которые выставляются постоянно, их имена на слуху. А есть те, кто не показывает свои работы, – хотя они этого достойны.

 

Виктор Ракитин родился вскоре после войны, в 1946 году. Окончил Рязанское художественное училище, всю жизнь проработал художником-оформителем в разных организациях нашего города. И мечтал о театре. Пять лет назад он пришел в Театр на Соборной как художник-бутафор, стал мастерить руками всякие чудесные вещи – для спектаклей и для себя.

Однажды актер Виктор Шульц узнал, что Виктор Тимофеевич занимается и изобразительным искусством (графика, живопись, композиции с использованием разных материалов, придающих изображению объем). Свои работы Ракитин нигде никогда не выставлял. И Виктор Шульц решил организовать выставку прямо в фойе театра. Так состоялось открытие нового имени в рязанском искусстве.

Название выставки – «Мой город – мой театр». Но на самом деле тематика работ гораздо шире. Композиции художника, не следующего законам реализма, посвящены и мифологическим сюжетам, и литературным героям, и миру дорогих сердцу вещей, и женским образам, и даже миру воспоминаний и ощущений, который нельзя описать – можно только изобразить полуабстрактно.

Из белого облака выступают голова и рука лежащего Пьеро – а вокруг видны куски холстины, полотна. Запеленутый Пьеро рождает массу ассоциаций. А вот образ женщины, слившейся с предметами в комнате, ставшей их частью и узницей, – она не видит открытую дверь, за которой приморский простор, синева неба, горы. Старая дверка от шкафчика с замочной скважиной превращается в основу для изображения деревенского интерьера с очеловеченным петухом и накрытым столом (законы перспективы нарушаются согласно задачам художника).

Но главный герой – уходящий в небытие город, деревянная Рязань, где были столики в саду, наружные лесенки – и разговоры под яблонями. Тут и там среди изящных форм, отражающих не внешний вид – дух дома, появляются лица. Иногда это лица самих домов. Дома, как люди и как дворцы. (Помните, сколько чердаков-башенок было на крышах?) Как живые существа, которые исчезают на наших глазах. Все это выполнено на высоком профессиональном уровне: завораживает красота линий, пятен цвета, появления разных фактур, которые далеко не случайны.

Тут несколько временных измерений. И с пространством художник поступает, как хочет. Где-то «деревянные балки» выпадают из рамок прямоугольника и торчат острыми пиками на белом паспарту. Долой умиротворенность и любование, необходимо острое сопереживание. Где-то автор показывает интерьер дома – но опять-таки не описательно. Тут встречаются и театральные мотивы; внутренний мир закулисья не открывает свои тайны, он предстает загадочным и заманчивым. Не случайно некоторые работы похожи на декорации к спектаклю.

Встреча с творчеством Виктора Тимофеевича стала приятной неожиданностью. Надеюсь, что вскоре увижу эти и другие произведения Виктора Ракитина на других выставках в разных залах.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 60 (4362) от 04 апреля 2013 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

История по крупицам

В камерном формате

Книга творчества

История по крупицам
4 апреля исполняется 125 лет со дня рождения краеведа Ивана Китайцева
Салют талантов
Первый этап смотра-фестиваля завершен
Читайте в этом номере: