08:57 МСК
Четверг
08 декабря 2016 года
Яндекс.ПогодаПикс
Проект бюджета Рязанской области обсудили с общественностью Секретарь Есенинской группы Института мировой литературы РАН Максим Скороходов: «Рязанский опыт создания достопримечательного места можно будет использовать во всех регионах страны»В рязанском музее открылась мини-выставка старинных киноафишВ Рязанской области злоумышленница украла у пенсионерки более 84 тысяч рублейВ Рязанской области появится «детский» бюджетЗа сутки в Рязанской области зарегистрировали 21 преступление и происшествие В Рязанской области раскрыли кражуВ Рязани показали рисунки детей, переживших оборону города осенью-зимой 1941 года Открытие фестиваля «Окраина. Рязанская ретроспектива» приурочат к 40-летию клуба «Кинематограф»В детском саду №123 Рязани меняют элементы системы отопленияВладимир Юдин, сопредседатель регионального отделения ОНФ в Рязанской области – о поручении Президента России по сохранению и развитию «Есенинской Руси»Больше 2000 кубометров снега убрали и вывезли с улиц и дорог Рязани ночью Рязанка Екатерина Балашова из спортивной школы «Фаворит» вошла в состав сборной РоссииВ Рязани ищут очевидцев ДТП В Рязани без лицензии работал пункт приема вторсырьяВ Рязанских парках появились информационные щиты со схемами лыжных трасс Лучшего молодого библиотекаря выбрали в Рязанской областиГлавный тренер хоккейного клуба «Рязань» Павел Десятков покинул свой постВ одном из поселков Рязани отключат электроэнергиюПроведен брифинг, посвященный итогам сезона-2016, развитию женского футбола в Рязанской области Главная баскетбольная команда Рязанской области БК «Рязань» потерпела восьмое поражение подряд в чемпионате России – от «Самары»Губернатор Рязанской области Олег Ковалев: Невыполнение строительными компаниями принятых социальных обязательств должно быть основанием для приостановки строительстваЖители Рязани могут принять участие в Новогоднем «Гранд-Маскараде» В Рязанской области пройдет донорская акция «Река жизни–76» Активисты ОНФ в Рязанской области провели акцию памяти погибших солдат
12.10.2013
Просмотров: 3673
№191 (4493) |
Третья полоса

Под покровом Богородицы

Шаморгский женский монастырь в Шацком районе основан в наше время
Матушка Евстолия
На снимке: Матушка Евстолия

Загадка Кумысной горы и «кривой ноги»

В отдаленной шацкой лесной глубинке, на правом берегу Цны, возвышается покатая Кумысная гора, про которую существует старинное предание, связанное с временами татаро-монгольского владычества.

Когда-то давным-давно обосновались на привольных цнинских берегах татары. Лошадей и прочего скота было у них видимо-невидимо, но особенно многочисленными были табуны коней. Излюбленным местом для табунщиков была просторная возвышенность на берегу реки. Сюда они пригоняли кобылиц, доили их и изготовляли кумыс. Татары приучили пить кумыс и местное население. Русские с опаской пробовали кислый напиток, но со временем освоились, «раскушали» целебные свойства кумыса и стали приходить за ним к татарам. Пришельцы, чтобы было удобнее пить кумыс, соорудили по склону горы лавочки. Так в народе эту гору и стали называть Кумысной.

Это предание из поколения в поколение передавали жители села Шаморга, расположенного на противоположном от Кумысной горы, левом, берегу Цны.

Во второй половине XVII столетия в этих глухих местах появился острожек для обороны русских земель от набегов степняков. Позже острожек разросся, и вдоль берега Цны вытянулось село Шаморга. Считается, что название села в переводе с татарского языка означает «кривая нога». Действительно, река здесь делает крутой изгиб – якобы в форме ноги, вот только как могли увидеть этот изгиб татары?

Однажды лютые степняки выжгли село дотла. Уцелевшие жители попрятались в лесной глухомани, а когда беда миновала, вернулись на пепелище и заново отстроили село, только не на прежнем месте, а в небольшом отдалении от Цны, на высоком «коренном» берегу. Доныне здесь можно видеть бугристое крутогорье, которое теперь уже не степной коннице, а весенним паводкам одолеть не под силу.

От щедрот дворян Нарышкиных

Впервые село Шаморга с Богоявленской церковью упоминается в окладной книге 1676 года. По третьей ревизии 1764 года, вотчина, в которой числилось 152 двора, 548 мужчин и 551 женщина, принадлежала обер-шталмейстеру и кавалеру Льву Александровичу Нарышкину.

В 1856 году в Шаморге вместо обветшавшего храма на средства прихожан была выстроена новая каменная церковь, которая сохранилась и поныне, несколько лет назад возродившись к жизни.

В церковный приход, кроме Шаморги, входили деревни Кормилица, Купля и Николаевка, а еще к ней была приписана деревянная домовая церковь в имении Нарышкиных.

В 1875 году настоятелем Вышенской пустыни архимандритом Аркадием в Шаморге было построено здание церковно-приходской школы. Еще одна школа работала в имении Нарышкиных Быкова Гора. Просветительская деятельность Нарышкиных способствовала становлению народного образования в шацких краях и росту населения. По переписи 1882 года в Шаморге насчитывалось уже 125 дворов и 867 жителей обоего пола. В селе были грамотными 136 мужчин и 9 женщин. В местной школе учились 24 мальчика и одна девочка. Церковная библиотека насчитывала 100 книжных томов и прочих изданий.

В селе жили не только православные христиане. Здесь насчитывалось 40 дворов раскольников поморского толка. В 1910 году была создана община старообрядцев поморско-беспоповского толка, в которой состоял 71 человек. В селе находилось волостное правление, имелись фельдшерский пункт, аптека.

В годы богоборчества печальная участь постигла, в числе прочих, и Богоявленскую церковь в Шаморге. Храм закрыли, церковная утварь была расхищена, а в церкви разместился колхозный зерносклад. Год от года здание ветшало и приходило в запустение, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не случай…

Покров-праздничек приходит…

Однажды в Вышенский монастырь, расположенный неподалеку от Шаморги, приехали несколько монахинь из Москвы и Подмосковья, в том числе матушка Любовь – духовная сестра настоятельницы монастыря Нонны. В это время у священника монастыря отца Луки гостил иеромонах Андрей, несколько лет проведший на Афоне. Он-то и предложил приезжим монахиням, матушке Любови и матушке Сергии, обосноваться в Шаморге.

Сестры обратились за советом к митрополиту Рязанскому и Касимовскому Симону, а владыка благословил монахинь на основание женской обители. Поскольку сестры впервые побывали в Шаморге в день Покрова Пресвятой Богородицы, будущий монастырь решили назвать Свято-Покровским.

Покров издревле был на Руси одним из самых почитаемых православных праздников.

На Руси этот праздник был установлен князем Андреем Боголюбским около 1164 года и с тех пор пользуется у всех православных особым уважением. Россия всегда верила в то, что Богородица покровительствует ей, незримо простирая свой покров над русским людом, спасая его от бед и невзгод, от всякого жестокого лихолетья. Потому и возводилось на Руси множество храмов в честь Покрова Богородицы.

Русский народ создал свою легенду, более соответствующую духу праздника. Суть ее такова. Странствующая Богородица попросилась на ночлег в одной из деревень. Селяне, не ведавшие, что пришедшая невесть откуда женщина и есть Богоматерь, отказали ей в ночлеге. Возмущенный пророк Илья решил наказать жителей деревни. Тогда пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув над селением покров. С тех пор люди раскаялись и стали добрыми и гостеприимными…

В сознании русского земледельца Покров знаменовал собой начало нового сельскохозяйственного сезона. Покров являл собой границу между теплой и холодной половинами года, между временем работы на земле и выращивания урожая и зимней порой – временем потребления выращенных продуктов и подготовки к новой весне.

С Покрова менялся образ жизни, поведение, даже внешний вид людей – в согласии с законами природы, с ее миропорядком. Октябрь для крестьянина был месяц сытный, разгульный, время отдохновения от летних трудов.

Русские крестьяне, вся жизнь которых была связана с землей, считали, что именно Покров должен на время заменить зеленый наряд земли белым снежным покровом, прикрыть наготу убранных полей.

Считалось также, что Покров заставляет улетать журавлей на юг, а белок – линять, приспосабливаясь к зимним условиям, что именно в эту пору укладываются в берлогу медведи и засыпают пчелы. Покров – время последнего сбора груздей и рыжиков.

В средней полосе Руси обычно к Покрову шел тихий первый снег, а в южных областях – заканчивался листопад. Первый снег воспринимался как добрый знак того, что зима станет «правильно», вовремя.

После Покрова все молодежные гулянья переносились с улицы в избу, при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни девушки собирались друг к другу на посиделки, о чем говорила пословица: «Покров – конец хороводам, начало посиделкам».

Молодежь по вечерам обычно собиралась на «беседы» поочередно в домах, где были молодые ребята и девушки на выданье, или нанимали у кого-нибудь избу на весь «беседный период».

Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось: если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь. В этот день они не работали, одевались в нарядное платье, собирались в специально снятом для праздника доме, танцевали, пели песни.

Покров считался благоприятным временем для свадеб. В день Покрова Пресвятая Богородица воспринималась как покровительница брачных союзов. Поскольку с Покрова начиналась пора сватовства и свадеб, месяц октябрь в народе называли «свадебником».

Вот так и свою историю Свято-Покровский монастырь начал с той поры, когда «бел снег землю покрывает».


Подарок из Москвы

Трудностей на долю первых насельниц монастыря выпало немало. В полуразрушенном Богоявленском храме службу вести было невозможно, и поэтому сначала отремонтировали и приспособили для церковной службы пустовавшее кирпичное здание школы, которое в разное время использовалось под отделение банка, почту и для других нужд. С помощью московских благотворителей здание было приведено в надлежащий вид, и 1 сентября 2002 года владыка Симон освятил обустроенный в этих стенах Покровский храм.

Потом взялись за восстановление Богоявленского храма – торопились завершить основные работы к его 150-летию. И вот в день Покрова, 14 октября 2006 года, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел освятил главный престол храма, и с тех пор по праздникам здесь совершается литургия…

Своим существованием монастырь во многом обязан бескорыстным благотворителям, среди которых однажды оказался человек небезызвестный. Несколько лет назад, когда монастырь еще только-только обустраивался, матушка Любовь в осеннюю слякоть шла по селу и вдруг заметила застрявший в дорожной колдобине автомобиль. Незнакомый водитель «легковушки» настойчиво газовал, но машина все глубже зарывалась в грязь, и помощи ждать было неоткуда. Тогда настоятельница монастыря решила помочь бедолаге: уперлась руками в багажник машины и стала толкать ее вперед. Тяжело было, но автомобиль натужно заревел и… вырвался из размытой ямы.

Водитель вышел из машины и обомлел:

– Матушка! Да как же вы смогли?..

Настоятельница стояла на дороге, с ног до головы обляпанная грязью, фонтаном бившей из-под колес, и сама не знала, что ответить.

Познакомились. Оказалось, что хозяин автомашины, житель Москвы Владимир Иванович Сычев, направлялся на Вышу, да вот угораздило его заехать в глубокую колею.

Владимир Иванович долго благодарил матушку Любовь за помощь, извинялся за причиненные хлопоты и испорченную одежду, а затем вдруг заявил:

– Я теперь у вас в долгу. И попробую оплатить вашу услугу. Знаете, певец Николай Басков – мой хороший знакомый. Попрошу его оказать помощь вашей обители – неужто откажет?

Новый знакомец вежливо попрощался – и уехал.

Прошло некоторое время – и вдруг объявился в монастыре тот самый Владимир Иванович Сычев. Подъехал на новеньком микроавтобусе и распахнул дверцу:

– Матушка Любовь! Принимайте подарок от Коли Баскова! – и указал рукой на отливающую темно-синей краской «ГАЗель».

Шаморгские затворницы так и ахнули: вот это подарок так подарок!

В первые годы существования был в монастыре свой автобус, старенький, ненадежный. Отправили его в ремонт, а затем пришлось передать машину иным владельцам. Без транспорта – как без рук. И вот появился в обители свой микроавтобус. Матушка Евстолия села за руль – и теперь разъезжают монахини на собственной «ГАЗели» по монастырским надобностям.

А московский благожелатель спустя некоторое время привез деньги от Николая Баскова для щебеночного покрытия дороги перед монастырем. Побольше бы подобных благодетелей, да вот только где их отыскать?

Верой и надеждой на более благодатные времена живут насельницы монастыря – недаром Пресвятая Богородица распростирает над монастырем свой чудесный покров.

Александр Потапов

Фото автора
и Николая Дюдяева

Статья опубликована в номере 191 (4493) от 12 октября 2013
САСОВО. В районе прошел девятый туристический слет-соревнование «Любовниковская кочка»
Организатором слета стал отдел молодежной политики, физической культуры и спорта администрации района.
Шведский стол
Беру три сливы, стакан мандаринового сока и кекс. Возвращаюсь, чтобы взять еще яблоко. От слив на подносе осталось две косточки. Крошки на блюде напоминают, что огромный кекс был здесь ...
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере:
№ 229 (5270) от
08 декабря 2016
Такое кино
Все тайны «неравного брака»
в одном видео
Новый проект портала «Культура.РФ»
Читайте
в свежем номере
Реклама
ООО «Тех-Арс» реализует пиломатериал из северного леса обрезной и необрезной и под заказ с естественной влагой и сухой влажностью 6-8%. Тел.: 8-906-521-91-26, 8-903-742-15-80, 8-953-738-90-55.
Сбор средств на восстановление Николо-Бавыкинского монастыря

© Рязанская областная газета «Рязанские ведомости», 2001-2016

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

К оплате подписки принимаются карты
Система Orphus

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru