23:14 МСК
Воскресенье
22 января 2017 года
Яндекс.ПогодаПикс
Ночью с улиц Рязани вывезли 3 206 кубометров снега В Рязанской области школьники сразились в шахматы На коллегии УМВД России по Рязанской области подвели итоги работы за 2016 год Главная баскетбольная команда Рязанской области БК «Рязань» опять потерпела поражение в чемпионате России Рязанцы могут принять участие в конкурсе селфи и выиграть фотоаппарат В продолжающемся в Рязанской области традиционном футбольном турнире «Подснежник» памяти заслуженного мастера спорта СССР Василия Карцева завершается предварительная стадия соревнований Репертуар Рязанского театра кукол пополнит мистический спектакльЛечебные учреждения Рязанской области становятся доступнее для пациентов с ограниченными возможностями здоровья Жителю Рязани грозит уголовный срок за езду в нетрезвом виде Доверие граждан к рязанским полицейским стало выше «Рязанские ведомости» в числе СМИ, получивших награду за освещение работы сотрудников органов внутренних дел области В Сасове Рязанской области открыли каток В Рязани дети с ограниченными возможностями здоровья смогли попрыгать на батутах Студенты и школьники Рязанской области приглашаются к участию в чемпионате профмастерства Рязанские команды КВН получили повышенный рейтингОтменен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рязанской областиРязанские полицейские нашли похищенные у пожилой женщины деньги и телевизорРязанский самбист завоевал путевку на Кубок Европы В Рязанской области команды старшеклассников «Аврора» и «Убойная сила» состязались в честь юбилея ДОСААФ Юные рязанцы с ограниченными возможностями здоровья узнали, как рождается новогодняя игрушка22 нарушения требований правил перевозки детей в автомобиле выявили в ходе рейда инспекторы ГИБДД Рязанской области Размер регионального материнского капитала в этом году в Рязанской области составил более 64 тысяч рублей Рязанская «Горьковка» отметила 159-летиеВ Рязанской области ищут очевидцев ДТП Рязанским выпускникам школ рассказали о сроках и местах подачи заявлений на участие в ЕГЭ
10.01.2014
Просмотров: 1469
№247 (4549) |
Пятая полоса

Учитель или гаджет?

Единственно правильные ответы на все вопросы дает время

Фото из архива Лады Петровой

Явление Сноудена открыло миру поистине безграничные (хотя и не всегда желательные) возможности технического прогресса. Электронные устройства активно вторглись в нашу жизнь и готовы перевернуть представления о многом. В том числе и о школе. Некоторых это заставляет думать, что электроника вот-вот придет на смену учителю. А как обстоят дела в действительности?.. С этим вопросом я отправилась в рязанскую школу №72, где заместитель директора по учебной работе Ольга Викторовна Хавронина любезно согласилась ответить на мои вопросы.

Р.В. – Ольга Викторовна, сложилось представление, что ваша школа – одна из наиболее приверженных сторонников электронного образования в Рязани, и вам многое удается. Так ли это? А если так, то почему?

О.Х. – Наверное, потому прежде всего, что наша школа молодая, ей всего пятнадцать лет. В ней работает много молодых учителей (средний возраст педагогов – около 40 лет), и все они открыты тому новому, что есть в жизни. И потом наша школа очень большая. В ней учится более 1240 детей, преподают шестьдесят педагогов. Поток информации огромный, и его надо было для удобства автоматизировать. Поэтому с самого начала, как только у нас появились первые компьютеры, мы стали думать, как развиваться в данном направлении, как внедрить информатизизацию во все поддающиеся этому моменты в управлении школой, учебной и внеурочной деятельности, воспитательной работе, библиотечном деле. Многие планы удалось воплотить в жизнь. Мы активно развиваем саму инфраструктуру. Сейчас у нас каждый учитель на своем рабочем месте не только может демонстрировать детям с помощью компьютера учебный материал, но и имеет возможность выходить в глобальную сеть.

Р.В. – Какова роль электронных устройств в образовательном процессе, который идет в вашей школе?

О.Х. – С самого начала мы поставили себе целью, чтобы каждый ребенок имел возможность работать на уроке за компьютером, если есть такая необходимость. Подчеркиваю: если есть необходимость. Дело в том, что было время, когда мы говорили: будущее за электронным образованием и только. Такая тенденция наблюдалась и в школах, и в вузах: нас ведь всегда бросает из одной стороны в другую. Но потом все увидели: учителя ничто не заменит. И вот, например, недавно в нашей школе прошел педсовет, посвященный так называемому смешанному обучению. Это сейчас одно из направлений образовательных технологий, которое включает в себя обучение с помощью электронных устройств плюс очную работу ученика с учителем. Истина, как всегда, оказалась посредине. У нас для применения смешанного обучения есть достаточно технических средств. Имеются, например, два мобильных класса, один из которых используется для реализации ФГОС в начальной школе.

Р.В. – Значит, ваши «первачки» начали школьную жизнь с компьютерами. И как им это нравится?

О.Х. – Очень. Они делятся своими восторженными впечатлениями с родителями, а те иногда, приходя в школу, говорят: «Хоть бы вы и нам такой урок показали!» Действительно, скучать на уроках первоклассникам не приходится. Компьютер дает возможность переключаться с одного занятия на другое, показывает учебный материал, который дети принимают за мультфильмы. Интерактивная доска, изображение на которой можно вызвать даже пальчиком, тоже малышам очень нравится…

Р.В. – И все-таки есть сторонники того, чтобы в начальной школе не вводить компьютеры: пусть, мол, ребята больше ручонками работают, моторику развивают. И пишут обыкновенной ручкой, чтобы зрительно запоминать слова – это хорошо влияет на грамотность.

О.Х. – Все какие есть здоровьесберегающие, развивающие технологии у малышей применяются, время работы за компьютером строго ограничено. Что касается непринятия нового… Когда-то и шариковыми ручками возмущались, говорили: «Надо писать только перьевыми, а то испортится почерк». А много раньше ратовали за то, чтобы сохранить гусиное перо…

Р.В. – Некоторые ребята, становясь подростками, теряют интерес к учебе, и вот им-то занятия с компьютером, я думаю, безусловно, интересны и полезны.

О.Х. – Да, тем более, что к этому моменту большинство их уже приобретает какие-то навыки самоорганизации, самообучения. Поэтому компьютерные технологии могут играть большую роль и в работе с одаренными подростками, и теми из них, кто нуждается в поддержке. Здесь можно использовать различные дистанционные взаимодействия как с самими учениками, так и с их родителями.

Кстати: сейчас группа наших учителей участвует в подготовке электронного ресурса для дистанционной школы. Этот ресурс позволит ребенку работать самостоятельно, получая в то же время пошаговую инструкцию и постоянный контроль учителя. Если понадобиться, учителя могут подготовить такой ресурс и для применения в нашей школе.

Возможности электронного образования очень широки, но при этом оно всего лишь инструмент в руках учителя, от которого в конечном счете все и зависит. Очень эффективно использует мобильный класс в среднем звене учительница математики Галина Владимировна Протасова. Не всем дается этот предмет, но можно часто видеть, как даже те ее ученики, которым трудно освоить математику, приходят после уроков в мобильный класс, чтобы с помощью компьютера потренироваться, разобраться с материалом. Я могу привести целый список наших педагогов, которые эффективно сочетают возможности электронных устройств со своим, учительским словом.

Р.В. – Ольга Викторовна, а почему вы ничего не говорите про электронные учебники? В новом законе об образовании поставлена задача обеспечить ими школьников уже к 2015 году.

О.Х. – Мы сейчас не используем электронные учебники как таковые, а лишь электронные приложения к обычным. Дело в том, что на рынке только-только начинают появляться хорошие образцы электронных учебников. Пока же мы видим лишь отсканированные варианты обычных книг, приобретать которые и затратно, и неоправданно. Чего бы, например, мне как учителю хотелось от электронного учебника? Прежде всего, чтобы я могла погружать в него различные виды файлов, которые ребенок индивидуально, по мере необходимости мог бы посмотреть, чтобы освежить в памяти какие-то знания, получить помощь, подсказку. Нужен, на мой взгляд, такой учебник, который бы я, учитель, собирала, как «конструктор», по своему усмотрению для данного класса или ученика. Достойные версии электронного учебника, как я уже сказала, появляются. Так что должны успеть к 2015 году.

Р.В. – Теперь об электронных дневниках, журналах. Некоторые учителя ворчат, что приходится иметь дело и с такими, и с обычными, и все это лишь дань моде и «показуха».

О.Х. – Это, скорее, средство более оперативной, чем до сих пор, работы с информацией. Классный журнал соберешься взять, а им уже кто-то из коллег занимается. А тут ждать ничего не надо, включил компьютер и работай.

У нас пока тоже наряду с электронными документами, теми же дневниками, есть и такие, что на бумажных носителях. Наблюдаем, что больше себя оправдает. Электронный вариант, несомненно, впереди. Родители наших детей большей частью молодые, с гаджетами все знакомы и нам часто говорят: «Всё пишите в электронный журнал, я каждый день просматриваю»…

Ну и снова относительно сомневающихся: как показывает опыт, всякое новшество завоевывает себе сначала 5 процентов сторонников, потом 20 и так далее. Я часто говорю коллегам: «Прогресс и без нас проживет. А вот где мы останемся?»

С газом шутки плохи
Дорогая редакция! В рабочем поселке Старожилово случается отключение газа. Для тех, кто живет здесь постоянно, ничего в этом особенного нет. Видимо, бывают какие-то нештатные ситуации, ...
Принять без условий
Мы любим своих детей, но всегда ли они чувствуют это?
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере:
№ 10 (5297) от
20 января 2017
В свежем номере
Самое читаемое
за неделю за месяц за год

© Рязанская областная газета «Рязанские ведомости», 2001-2017

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

К оплате подписки принимаются карты
Система Orphus

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru