05:26 МСК
Понедельник
25 июля 2016 года
яндекс.ѕогода
В создании Фотодома имени Евгения Каширина в Рязани смогут принять участие все желающие В Рязанской области на Цне утонул мужчина В Рязани на Почтовой сегодня пройдет детский дресс-кроссинг Социальный автопоезд «Забота и здоровье» побывал в Шиловском районе Рязанской области Рязанцы круглосуточно и анонимно могут пожаловаться на коррупционеров Почти все обращения рязанцев в городскую администрацию поступают через ИнтернетВ Рязани ветераны ВМФ помогли привести в порядок Парк Морской славыВ Пронском районе Рязанской области спасатели провели противопожарную тренировку При ремонте и реконструкции автодорог в Рязанской области школьные маршруты – приоритетЮные рязанские футболисты стали призерами этапа ЦФО всероссийских соревнований «Кожаный мяч» Олимпийский комитет России утвердил состав сборной страны, которая выступит в Рио-де-ЖанейроНа пожаре в Спасске Рязанской области никто не пострадал В Рязани начала работать интерактивная карта ремонта городских дорог и дворов Рязанские следователи провели конкурс рисунков среди детей сотрудников ведомства В рязанской исправительной колонии №2 открылась пекарняВоспитанники и выпускники приемных семей из Рязанской области приглашаются к участию в творческом конкурсе В Рязанской области проверили детский центр «Лесная сказка»В Рязани задержаны похитители аккумуляторов Резиденты Comedy Radio в День чистого города «заулыбают» РязаньВ День города рязанцы смогут прогуляться с врачом Делегация Рязанской области принимает участие в работе Форума стратегических инициативНачальник управления благоустройства Рязани напомнила, сколько городских дорог будет отремонтировано в этом годуУщерб жильцам дома в селе Поляны Рязанского района возместятВ Рязани полицейские изъяли у злоумышленника более полкилограмма маковой соломки Рязанские футболисты принимают участие в международном турнире
10.01.2014
Просмотров: 1283
№247 (4549) |
Пятая полоса

Учитель или гаджет?

Единственно правильные ответы на все вопросы дает время

Фото из архива Лады Петровой

Явление Сноудена открыло миру поистине безграничные (хотя и не всегда желательные) возможности технического прогресса. Электронные устройства активно вторглись в нашу жизнь и готовы перевернуть представления о многом. В том числе и о школе. Некоторых это заставляет думать, что электроника вот-вот придет на смену учителю. А как обстоят дела в действительности?.. С этим вопросом я отправилась в рязанскую школу №72, где заместитель директора по учебной работе Ольга Викторовна Хавронина любезно согласилась ответить на мои вопросы.

Р.В. – Ольга Викторовна, сложилось представление, что ваша школа – одна из наиболее приверженных сторонников электронного образования в Рязани, и вам многое удается. Так ли это? А если так, то почему?

О.Х. – Наверное, потому прежде всего, что наша школа молодая, ей всего пятнадцать лет. В ней работает много молодых учителей (средний возраст педагогов – около 40 лет), и все они открыты тому новому, что есть в жизни. И потом наша школа очень большая. В ней учится более 1240 детей, преподают шестьдесят педагогов. Поток информации огромный, и его надо было для удобства автоматизировать. Поэтому с самого начала, как только у нас появились первые компьютеры, мы стали думать, как развиваться в данном направлении, как внедрить информатизизацию во все поддающиеся этому моменты в управлении школой, учебной и внеурочной деятельности, воспитательной работе, библиотечном деле. Многие планы удалось воплотить в жизнь. Мы активно развиваем саму инфраструктуру. Сейчас у нас каждый учитель на своем рабочем месте не только может демонстрировать детям с помощью компьютера учебный материал, но и имеет возможность выходить в глобальную сеть.

Р.В. – Какова роль электронных устройств в образовательном процессе, который идет в вашей школе?

О.Х. – С самого начала мы поставили себе целью, чтобы каждый ребенок имел возможность работать на уроке за компьютером, если есть такая необходимость. Подчеркиваю: если есть необходимость. Дело в том, что было время, когда мы говорили: будущее за электронным образованием и только. Такая тенденция наблюдалась и в школах, и в вузах: нас ведь всегда бросает из одной стороны в другую. Но потом все увидели: учителя ничто не заменит. И вот, например, недавно в нашей школе прошел педсовет, посвященный так называемому смешанному обучению. Это сейчас одно из направлений образовательных технологий, которое включает в себя обучение с помощью электронных устройств плюс очную работу ученика с учителем. Истина, как всегда, оказалась посредине. У нас для применения смешанного обучения есть достаточно технических средств. Имеются, например, два мобильных класса, один из которых используется для реализации ФГОС в начальной школе.

Р.В. – Значит, ваши «первачки» начали школьную жизнь с компьютерами. И как им это нравится?

О.Х. – Очень. Они делятся своими восторженными впечатлениями с родителями, а те иногда, приходя в школу, говорят: «Хоть бы вы и нам такой урок показали!» Действительно, скучать на уроках первоклассникам не приходится. Компьютер дает возможность переключаться с одного занятия на другое, показывает учебный материал, который дети принимают за мультфильмы. Интерактивная доска, изображение на которой можно вызвать даже пальчиком, тоже малышам очень нравится…

Р.В. – И все-таки есть сторонники того, чтобы в начальной школе не вводить компьютеры: пусть, мол, ребята больше ручонками работают, моторику развивают. И пишут обыкновенной ручкой, чтобы зрительно запоминать слова – это хорошо влияет на грамотность.

О.Х. – Все какие есть здоровьесберегающие, развивающие технологии у малышей применяются, время работы за компьютером строго ограничено. Что касается непринятия нового… Когда-то и шариковыми ручками возмущались, говорили: «Надо писать только перьевыми, а то испортится почерк». А много раньше ратовали за то, чтобы сохранить гусиное перо…

Р.В. – Некоторые ребята, становясь подростками, теряют интерес к учебе, и вот им-то занятия с компьютером, я думаю, безусловно, интересны и полезны.

О.Х. – Да, тем более, что к этому моменту большинство их уже приобретает какие-то навыки самоорганизации, самообучения. Поэтому компьютерные технологии могут играть большую роль и в работе с одаренными подростками, и теми из них, кто нуждается в поддержке. Здесь можно использовать различные дистанционные взаимодействия как с самими учениками, так и с их родителями.

Кстати: сейчас группа наших учителей участвует в подготовке электронного ресурса для дистанционной школы. Этот ресурс позволит ребенку работать самостоятельно, получая в то же время пошаговую инструкцию и постоянный контроль учителя. Если понадобиться, учителя могут подготовить такой ресурс и для применения в нашей школе.

Возможности электронного образования очень широки, но при этом оно всего лишь инструмент в руках учителя, от которого в конечном счете все и зависит. Очень эффективно использует мобильный класс в среднем звене учительница математики Галина Владимировна Протасова. Не всем дается этот предмет, но можно часто видеть, как даже те ее ученики, которым трудно освоить математику, приходят после уроков в мобильный класс, чтобы с помощью компьютера потренироваться, разобраться с материалом. Я могу привести целый список наших педагогов, которые эффективно сочетают возможности электронных устройств со своим, учительским словом.

Р.В. – Ольга Викторовна, а почему вы ничего не говорите про электронные учебники? В новом законе об образовании поставлена задача обеспечить ими школьников уже к 2015 году.

О.Х. – Мы сейчас не используем электронные учебники как таковые, а лишь электронные приложения к обычным. Дело в том, что на рынке только-только начинают появляться хорошие образцы электронных учебников. Пока же мы видим лишь отсканированные варианты обычных книг, приобретать которые и затратно, и неоправданно. Чего бы, например, мне как учителю хотелось от электронного учебника? Прежде всего, чтобы я могла погружать в него различные виды файлов, которые ребенок индивидуально, по мере необходимости мог бы посмотреть, чтобы освежить в памяти какие-то знания, получить помощь, подсказку. Нужен, на мой взгляд, такой учебник, который бы я, учитель, собирала, как «конструктор», по своему усмотрению для данного класса или ученика. Достойные версии электронного учебника, как я уже сказала, появляются. Так что должны успеть к 2015 году.

Р.В. – Теперь об электронных дневниках, журналах. Некоторые учителя ворчат, что приходится иметь дело и с такими, и с обычными, и все это лишь дань моде и «показуха».

О.Х. – Это, скорее, средство более оперативной, чем до сих пор, работы с информацией. Классный журнал соберешься взять, а им уже кто-то из коллег занимается. А тут ждать ничего не надо, включил компьютер и работай.

У нас пока тоже наряду с электронными документами, теми же дневниками, есть и такие, что на бумажных носителях. Наблюдаем, что больше себя оправдает. Электронный вариант, несомненно, впереди. Родители наших детей большей частью молодые, с гаджетами все знакомы и нам часто говорят: «Всё пишите в электронный журнал, я каждый день просматриваю»…

Ну и снова относительно сомневающихся: как показывает опыт, всякое новшество завоевывает себе сначала 5 процентов сторонников, потом 20 и так далее. Я часто говорю коллегам: «Прогресс и без нас проживет. А вот где мы останемся?»

Статья опубликована в номере 247 (4549) от 10 января 2014
С газом шутки плохи
Дорогая редакция! В рабочем поселке Старожилово случается отключение газа. Для тех, кто живет здесь постоянно, ничего в этом особенного нет. Видимо, бывают какие-то нештатные ситуации, ...
Принять без условий
Мы любим своих детей, но всегда ли они чувствуют это? ...
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере:
№ 132 (5173) от
23 июля 2016
Читайте
в свежем номере

© Рязанская областная газета «Рязанские ведомости», 2001-2016

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

–ейтинг@Mail.ru

К оплате подписки принимаются карты
Система Orphus

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru