08:53 МСК
Четверг
08 декабря 2016 года
Яндекс.ПогодаПикс
Губернатор Рязанской области Олег Ковалев: Невыполнение строительными компаниями принятых социальных обязательств должно быть основанием для приостановки строительстваВ рязанском музее открылась мини-выставка старинных киноафишВладимир Юдин, сопредседатель регионального отделения ОНФ в Рязанской области – о поручении Президента России по сохранению и развитию «Есенинской Руси»В Рязанской области появится «детский» бюджетСекретарь Есенинской группы Института мировой литературы РАН Максим Скороходов: «Рязанский опыт создания достопримечательного места можно будет использовать во всех регионах страны»В Рязани ищут очевидцев ДТП Главная баскетбольная команда Рязанской области БК «Рязань» потерпела восьмое поражение подряд в чемпионате России – от «Самары»Лучшего молодого библиотекаря выбрали в Рязанской областиРязанка Екатерина Балашова из спортивной школы «Фаворит» вошла в состав сборной РоссииАктивисты ОНФ в Рязанской области провели акцию памяти погибших солдат В детском саду №123 Рязани меняют элементы системы отопленияБольше 2000 кубометров снега убрали и вывезли с улиц и дорог Рязани ночью За сутки в Рязанской области зарегистрировали 21 преступление и происшествие Проведен брифинг, посвященный итогам сезона-2016, развитию женского футбола в Рязанской области В Рязанской области пройдет донорская акция «Река жизни–76» В Рязанских парках появились информационные щиты со схемами лыжных трасс Жители Рязани могут принять участие в Новогоднем «Гранд-Маскараде» Открытие фестиваля «Окраина. Рязанская ретроспектива» приурочат к 40-летию клуба «Кинематограф»Главный тренер хоккейного клуба «Рязань» Павел Десятков покинул свой постВ Рязанской области злоумышленница украла у пенсионерки более 84 тысяч рублейПроект бюджета Рязанской области обсудили с общественностью В Рязани без лицензии работал пункт приема вторсырьяВ одном из поселков Рязани отключат электроэнергиюВ Рязанской области раскрыли кражуВ Рязани показали рисунки детей, переживших оборону города осенью-зимой 1941 года
19.02.2014
Просмотров: 1888
№275 (4577) |
Третья полоса

Призвание и профессия – философ

Исполнилось 70 лет замечательному педагогу, председателю региональной общественной организации «Российский комитет защиты мира», члену Общественной палаты Рязанской области Рудольфу Яновичу Подолю. Более 15 лет доктор философских наук, профессор Р.Я. Подоль возглавляет кафедру философии старейшего гуманитарного вуза нашего региона – Рязанского государственного университета и­мени С.А. Есенина.

Р.В. – Рудольф Янович, скажите, как в наше время становятся философами?

Р.П. – Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо определиться с самим понятием «философия», которое в античной культуре означало «любомудрие». Какое место любовь к мудрости занимает в индивидуальной человеческой судьбе? Самый краткий ответ заключается в том, что философия формирует наше мировоззрение, а по мере взросления человека становится его надежным путеводителем в сложных, многогранных взаимоотношениях с окружающим миром. Если бы мировоззрение закладывалось нам природой от рождения, то философия никогда бы не зародилась в человеческой культуре. Ведь у «братьев наших меньших» нет никакой философии. Для них жизненным путеводителем являются унаследованные от природы устойчивые инстинкты поведения.

Но человек обделен устойчивой программой своего человеческого становления. И сама природа это не раз демонстрировала, когда человеческие детеныши, с момента своего рождения силою обстоятельств изолированные от воздействия социокультурной среды, навсегда утрачивали способность стать людьми. Поэтому, чтобы быть не просто человекоподобным существом, а социальной личностью, каждому из нас необходимо войти в духовный мир философии. Другое дело, что этот мир неоднороден по своей структуре и по своему влиянию на становление личности. Но каждый человек способен философски самовыражаться.

Р.В. – И какие же культурные уровни любомудрия доступны каждому человеку, стремящемуся стать личностью?

Р.П. – Первый культурный уровень составляет так называемая «обыденная» философия, которую чаще всего именуют «здравым смыслом». На этот уровень житейской философии с самого раннего детства стремится подняться каждый человек. Об этом свидетельствуют многочисленные вопросы, которые дети начинают настойчиво задавать своим родителям. Вспомним крошку-сына, пришедшего к отцу с вопросом: «Что такое – хорошо и что такое – плохо?» Философия здравого смысла – это выверенный веками социальный опыт предшествующих поколений, чаще всего закрепленный в лаконичной форме пословиц и поговорок, он играет неоценимую роль в становлении личности.

Второй культурный уровень любомудрия выражается в стремлении каждого человека к творческому поиску. Конечно, здесь следует учитывать диапазон самого творческого дарования, ведь лишь таким гениям, как Чайковский или Моцарт, было ниспослано выражать себя в бессмертных музыкальных творениях. Живописное творение Божественной Троицы Андрея Рублева русский философ Сергей Трубецкой назвал «умозрением в красках». Подобно этому храм Василия Блаженного на Красной площади можно назвать «умозрением в камне». Но творчеством в самом широком смысле призван заниматься каждый человек. Ведь прежде чем создать что-либо на практике, в нашем сознании первоначально рождаются различные фантазии и творческие проекты. Именно эта творческая способность возвышает человека над всем природным окружением.

И, наконец, есть третий, теоретический, уровень философствования, который великий Г.Гегель называл «аристократизмом разума». Подняться на него способен, пожалуй, каждый, кто склонен к рациональному мышлению и абстрактным обобщениям разрозненных фактов окружающей реальности. В самом раннем возрасте это вряд ли возможно, а поэтому восхождение на теоретический уровень философствования начинается в стенах университетов или других высших учебных заведений. Это довольно трудное занятие, требующее большого упорства и напряжения мысли. Вспомните «Мыслителя» Родена.

Р.В. – Так что же, современные студенты, чтобы овладеть теоретической философией, по своему облику должны походить на эту согбенную скульптуру?

Р.П. – Да нет же, это совсем не обязательно. Хотя они вполне добровольно в согбенной позе готовы часами напролет просиживать в Интернете. Восхождение к теоретической философии требует не простой фиксации информационных потоков, а рефлексивного осмысления получаемых знаний. И здесь от преподавателя философии очень многое зависит, ведь еще древние мыслители повторяли, что голова обучаемого – не просто сосуд, который надо наполнить знаниями, но факел, который нужно зажечь. Вхождение в мир теоретической философии требует совместной плодотворной познавательной деятельности студента и профессора: добросовестный студент мотивированно тянется до теоретического уровня своего учителя, а творчески ориентированный профессор стремится реализовать накопленное годами профессиональное мастерство в своих учениках.

Р.В. – Ваша докторская диссертация посвящена философии истории, или, как ее зачастую называют, историософии. Скажите, история чему-нибудь учит, а историософия что-нибудь объясняет?

Р.П. – Она учит только в том случае, когда над историей размышляют. Не просто нанизывают, как ожерелье, события – камешек к камешку – или формально фиксируют даты. Это само по себе ценно, а исследователь истории, прежде всего, должен быть аналитиком. Для него отдельные разрозненные факты и исторические события не имеют научного значения. Как в таблице химических элементов Менделеева при переходе от одного элемента к другому возникает новое качество, так же возникает и новое качество культуры во времени. История учит чему-то только тогда, когда существует связь событий и фактов с анализом объективных тенденций и закономерностей, их обусловивших. Конкретные события прошлого нам могут что-либо предсказать, когда мы смотрим на историю как на взаимосвязанный закономерный общественный процесс. Только таким аналитическим способом историософия может быть полезна как наука о прошлом в интересах прогнозирования будущего.

Ведь существуют так называемые исторические параллели, в реальной истории все так или иначе повторяется. Когда мы аналитически размышляем над этими закономерностями, мы лучше понимаем сегодняшний день и более объективно строим футурологические прогнозы общественного развития. То есть отвечаем на насущные вопросы – куда движется нынешняя цивилизация и что ее ждет в будущем, что с нами будет, стремимся показать, что для нас наиболее вероятно из возможных сценариев будущего.

Р.В. – Да, человеку, знающему историю, легче жить. Ты понимаешь, что все уже было в этом мире.

Р.П. – История циклична, но на новом содержательном и качественном уровне. Все основные алгоритмы прохождения истории сохраняются.

Р.В. – Вас не пугает погружение сегодняшней молодежи в виртуальный мир?

Р.П. – Просто банально пугаться – неприемлемо для меня. Но и безрассудное дон-кихотство мне также не свойственно. Между боязнью и бравадой есть некая золотая середина, вокруг нее можно найти что-то позитивное. Наука как феномен культуры существует для того, чтобы найти ответ на вызовы времени, иначе она не нужна. Философия ничему конкретному научить не может. Но тем не менее ее важнейшая мировоззренческая роль в обществе никогда и никем не оспаривалась. В современных условиях я вижу ее главное предназначение в том, чтобы человек смог увидеть самого себя как бы со стороны. Исходя из этого, философия должна стремиться спроецировать вектор общественного развития человека в нынешней социокультурной реальности.

В процессе длительной исторической эволюции человек убедительно продемонстрировал свою биологическую пластичность. Он – существо, зависимое от внешней среды, которая создает не только расовые отличия, но формирует ментальные особенности его духа. Педагогика, социальная психология и гуманитарная наука в целом накопили много полезного знания о развитии человека в традиционном обществе. Но с формированием информационной цивилизации и неудержимым прогрессом компьютерных технологий мы, как бы вдруг, оказались в качественно иной реальности – виртуальной. В этой сфере прежнее социокультурное пространство, как шагреневая кожа, стремительно тает. Традиционные универсалии мира социальной культуры уступают место человеко-машинному общению. Компьютерная зависимость молодого поколения стремительно нарастает, и эта тенденция показывает, что человек оказывается еще более пластичным виртуально, чем биологически. Представители гуманитарной науки к этому резкому антропологическому изменению оказались попросту не готовы.

Но это не самая главная беда. Главная издержка современных наук о человеке, как мне кажется, сводится к тому, что они не могут ничего противопоставить этому воздействию виртуального пространства на духовное становление личности. Как воздействовать на блокирование этой зависимости? Неких противовиртуальных таблеток мы явно не придумаем. Нужны какие-то иные психологические средства воздействия на сознание подростка.

Р.В. – Какие-то инстинкты нужно будить в человеке, которые способствовали бы сохранению его интеллекта, его эмоциональной сферы.

Р.П. – Самое главное, что беспокоит, – человек симулирует сам себя. Многие западные культурологи назвали современную эпоху пост-
модернизма эпохой симулякров. В виртуальном пространстве человек симулирует многие традиционные социальные формы поведения, к примеру, влюбленность, семейные отношения. Те проникновенные чувства, что выразили в стихах великие поэты, в общении с машиной никогда не появятся. И это, к сожалению, все чаще проявляется в современных общественных отношениях. Это то, что мы наблюдаем сейчас в культуре современной Франции – легализацию однополых браков, являющихся самой грубой симуляцией традиционной семьи.

Р.В. – Такой человек даже не понимает, чего он себя лишает.

Р.П. – Он лишается духовного стержня, а значит, и самого себя, становится инфантильным по отношению к универсальным общественным ценностям: бескорыстию, чести, совести и т.д. Массовая культура шоу-бизнеса в подавляющем большинстве представляет собой не более чем симуляцию высших образцов искусства на потребу публики.

Р.В. – А дальше что? Что с этим делать? Ведь хочется надеяться, что должен сработать, может быть, неведомый пока науке какой-то механизм социального самосохранения.

Р.П. – Я тоже так думаю. Мне импонирует ноосферная теория Владимира Ивановича Вернадского. Она гласит, что будущее цивилизации связано с прогрессом просвещения и науки. Великий ученый и мыслитель В.И. Вернадский сформулировал и еще одну обнадеживающую идею. Он подчеркивал, что человек является венцом эволюционного развития лишь в земной сфере Вселенной. Философия космизма, сложившаяся на стыке естествознания и гуманитарной мысли, заключила в себе весьма смелую идею о том, что земное человечество – лишь промежуточное звено непрерывной космической эволюции. Это звено не должно рухнуть, ибо не может рассыпаться вся цепь космической регуляции жизни. Человечество обязательно преодолеет тот социокультурный кризис, в котором оно оказалось. На такой позитивной ноте хочется закончить наш заинтересованный разговор о значении философии и ее влиянии на продуктивный анализ глобальных проблем современности.

Активисты миротворческого движения поздравляют с юбилеем председателя Рязанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира» Рудольфа Яновича Подоля:

Четверть века на этом общественном посту Вы несете идеи мира и гуманизма, согласия в наше общество. Ваша жизненная мудрость и доступность привлекают огромное количество людей, что так важно для деятельности миротворческого движения.

Спасибо Вам, уважаемый Рудольф Янович, за Ваш бескорыстный труд по укреплению фонда мира, за Ваше стремление помогать людям. Искренне желаем Вам доброго здоровья, крепости духа и крепости веры.

Многая и Благая Вам Лета!

Статья опубликована в номере 275 (4577) от 19 февраля 2014
Профориентация – по «дорожной карте»
Как сократить дефицит рабочих рук
Юрий Евстифеев
Упали, но не отжались
Сырьевая модель больше не тянет нашу экономику ни вверх, ни вперед, ни даже вбок. Идея всеобщей модернизации, появившаяся в кризисный 2008 год, осталась прекрасным порывом, воплотившись ...
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере:
№ 229 (5270) от
08 декабря 2016
Такое кино
Все тайны «неравного брака»
в одном видео
Новый проект портала «Культура.РФ»
Читайте
в свежем номере
Реклама
ООО «Тех-Арс» реализует пиломатериал из северного леса обрезной и необрезной и под заказ с естественной влагой и сухой влажностью 6-8%. Тел.: 8-906-521-91-26, 8-903-742-15-80, 8-953-738-90-55.
Сбор средств на восстановление Николо-Бавыкинского монастыря

© Рязанская областная газета «Рязанские ведомости», 2001-2016

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

К оплате подписки принимаются карты
Система Orphus

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru