15:10 МСК
Суббота
24 / 06 / 2017
1393

Вначале было детство…

Несколько поколений бельгийских детей воспитывались на книгах с иллюстрациями Елизаветы Ивановской
Автор фото: Вероника Шелякина | Вначале было детство…
Фото автора.

В Рязанской областной детской библиотеке открылась книжно-иллюстративная выставка «Вначале было детство...», посвященная творчеству русской художницы Елизаветы Андреевны Ивановской (1910–2006). Выставку организовали Фонд имени Лихачева (Санкт-Петербург) и Дом русского зарубежья имени Солженицына (Москва).

Творчество Елизаветы Ивановской хорошо известно в Западной Европе, однако в России имя художницы до сих пор мало кому знакомо. Елизавета Андреевна уехала из Кишинева в Бельгию в тридцатых годах прошлого века, училась в Брюссельской высшей национальной школе архитектуры и декоративного искусства. За свою жизнь проиллюстрировала более трехсот книг, которые издавались в разных странах на 26 языках. В основном это была детская литература.

В 2010 году, когда исполнилось сто лет со дня рождения Елизаветы Ивановской, была подготовлена большая выставка, которая побывала не только в странах Европы, но и в некоторых российских городах: Архангельске, Мурманске, Омске, Москве, Санкт-Петербурге и теперь в Рязани. В основе экспозиции – фотографии и редкие книги из собрания коллекционеров из Нидерландов Сержа Стоммельса и Альберта Лемменса.

– С творчеством Елизаветы Ивановской я познакомился, когда писал диссертацию, посвященную русским художникам-эмигрантам двадцатого века. Одна из глав моего исследования как раз была посвящена Елизавете Андреевне. Мы несколько раз в год ездили к ней в гости и много общались, – говорит Серж Стоммельс.

Елизавета Ивановская не только иллюстрировала книги, но и занималась графикой, была прекрасным специалистом в технике монотипии, писала маслом. Во время Великой Отечественной войны, когда детская литература почти не издавалась, Елизавета Ивановская вместе с мужем поэтом Рене Мераном выпускали книжки-малютки. В 2005 году они были переизданы.

– Я познакомилась с художницей за десять лет до ее смерти. Елизавета Андреевна была человеком с глубокими убеждениями. Она всегда говорила только то, в чем была абсолютно уверена, умела отстаивать свою точку зрения. До последних дней она продолжала рисовать, сохранила ясный и светлый ум, – говорит организатор выставки Надежда Лекомт из Бельгии. – Мне часто приходилось бывать в России, и когда я после очередной поездки приходила в гости к Елизавете Андреевне, она задавала много вопросов, очень интересовалась жизнью на своей родине и была счастлива говорить со мной на русском языке, ведь уже давно в ее семье все общались на французском.

На всю жизнь Елизавета Ивановская сохранила в своем сердце воспоминания о России, в которой родилась. Она всегда хотела научить детей добру. На книгах с ее иллюстрациями выросло несколько поколений бельгийцев.

– Вечные ценности, которые художница несла своими иллюстрациями, напоминающими русские народные сказки, понятны всем и без перевода. Образы узнаваемы и очень нам близки, – говорит заместитель директора Дома русского зарубежья имени Солженицына Татьяна Королькова.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 55 (4603) от 28 марта 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Дорога в большое искусство

Нет родины милее

Радости в обыденном

Дорога в большое искусство
В Рязанском музыкальном колледже им. Г. и А. Пироговых подведены итоги финального тура Открытого областного конкурса исполнителей фортепианной музыки.
Лада Петрова
Мяч над полем
В Кораблине в футбол играл сам Эдуард Стрельцов
Юрий Харин
Читайте в этом номере: