23:14 МСК
Воскресенье
22 января 2017 года
Яндекс.ПогодаПикс
Рязанский самбист завоевал путевку на Кубок Европы Лечебные учреждения Рязанской области становятся доступнее для пациентов с ограниченными возможностями здоровья Главная баскетбольная команда Рязанской области БК «Рязань» опять потерпела поражение в чемпионате России Рязанская «Горьковка» отметила 159-летиеВ Сасове Рязанской области открыли каток Доверие граждан к рязанским полицейским стало выше Рязанские полицейские нашли похищенные у пожилой женщины деньги и телевизорРязанцы могут принять участие в конкурсе селфи и выиграть фотоаппарат Рязанским выпускникам школ рассказали о сроках и местах подачи заявлений на участие в ЕГЭНа коллегии УМВД России по Рязанской области подвели итоги работы за 2016 год Рязанские команды КВН получили повышенный рейтингРепертуар Рязанского театра кукол пополнит мистический спектакльРазмер регионального материнского капитала в этом году в Рязанской области составил более 64 тысяч рублей В Рязанской области команды старшеклассников «Аврора» и «Убойная сила» состязались в честь юбилея ДОСААФ В Рязанской области школьники сразились в шахматы Жителю Рязани грозит уголовный срок за езду в нетрезвом виде В Рязанской области ищут очевидцев ДТП Ночью с улиц Рязани вывезли 3 206 кубометров снега Отменен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рязанской областиВ продолжающемся в Рязанской области традиционном футбольном турнире «Подснежник» памяти заслуженного мастера спорта СССР Василия Карцева завершается предварительная стадия соревнований «Рязанские ведомости» в числе СМИ, получивших награду за освещение работы сотрудников органов внутренних дел области В Рязани дети с ограниченными возможностями здоровья смогли попрыгать на батутах Студенты и школьники Рязанской области приглашаются к участию в чемпионате профмастерства 22 нарушения требований правил перевозки детей в автомобиле выявили в ходе рейда инспекторы ГИБДД Рязанской области Юные рязанцы с ограниченными возможностями здоровья узнали, как рождается новогодняя игрушка
12.09.2014
Просмотров: 1966
№170 (4718) |
Седьмая полоса

Сергей Леонтьев. Рыцарь сцены

Штрихи к известному портрету

Сергей Михайлович Леонтьев –
советский и российский актер и режиссер, Народный артист России. Родился в «артистической» семье. В 1962 году окончил Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина, после чего переехал в Рязань. Множество ролей, которые Сергей Михайлович сыграл на сцене театра в разные годы, получили высокую оценку критиков, зрителей. Его Чацкого в спектакле «Горе от ума», Мальволио в спектакле «Двенадцатая ночь», царя Федора в спектакле «Царь Федор Иоаннович», Оргона в спектакле «Тартюф» и многих других знатоки театра помнят до сих пор. С.М. Леонтьев стал режиссером нескольких десятков театральных постановок (кроме актерского, он окончил и режиссерский факультет Щукинского училища). В 1981-1991 годах избирался председателем Рязанского отделения СТД. Преподавал в Московском государственном университете культуры (Рязанский филиал) и Ярославском театральном институте.


Я не была раньше знакома с ним. И не потому, что не люблю театр, просто мои любимые актеры, рядом с которыми я жила и работала, о которых писала и снимала телевизионные программы, покинули разрушенный войной город, театральную сцену, и не только русского драматического театра, но и украинского тоже. Театральную жизнь в Луганске заменил театр военных действий. Народный артист России, актер Рязанского театра драмы Сергей Михайлович Леонтьев, когда речь зашла об этом, был краток и категоричен: «Такой театр людям не нужен!»

…Леонтьев прижался к стене узкого театрального коридора, пропуская нас в светлую гримерную. Его худощавая фигура и благородная стать отдаленно напомнили известного героя Мигеля Сервантеса. Но не странного и смешного чудака, созданного писателем в первой части романа, а благородного рыцаря из второй книги. Жить для себя Дон Кихот посчитал бы постыдным. А разве настоящий актер думает не так же? Отважный Дон Кихот жил «для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам, волшебникам, великанам, т.е. – притеснителям», писал о рыцаре из Ламанчи Иван Тургенев. Вот и наша беседа с Сергеем Михайловичем получилась такой: не о нем, а об актерском братстве, от серьезного и важного она переходила к театральной жизни. Здесь – лишь некоторые ее детали.

***

Когда к Фаине Раневской обратились с просьбой: «Помогите стать актером», она ответила со свойственной только ей иронией: «Бог поможет».

…Репетиция была уже не первой, а сцена у Леонтьева все равно не шла. Но в какой-то момент раздосадованному актеру захотелось… надеть черные перчатки и черный свитер. «Почему я так сделал? Как это у меня получилось? – вспоминает артист. – Но здорово!… И сцена пошла!..» Действительно, Бог помогает. Но не каждому. Он помогает тем, кто знает, зачем живет на земле.

Бывало и так: служебная машина привезла его в театр с температурой под сорок. Спектакль отменять нельзя. Но… Дон Кихот «не заботится о себе, – пишет Тургенев, – он весь самопожертвование. Он верит крепко и без оглядки. Оттого он бесстрашен и терпелив». Действительно, срабатывают защитные, иммунные силы организма. Сцена лечит преданных людей. И артист Леонтьев бодро, пешком возвращается со спектакля. Он опять здоров!

 ***

Отец актера Сергея Леонтьева играл на театральной сцене практически все. Его Тристан – герой средневекового рыцарского романа на каждом спектакле получал ранение. В пятилетнем возрасте возникает множество вопросов. Например, как воткнуть отравленный меч так, чтобы не повредить папин живот? Или как поцеловать Изольду, чтобы не размазать помаду ирландской белокурой принцессы?.. А как заплакать, когда плакать совсем не хочется? Вот ведь актрисы плачут – просто смотрят на яркие слепящие софиты и заливаются слезами…Такой была отцовская школа молодого актера.

Первая роль Сережи Леонтьева была простая: вый­ти на сцену, сесть на лошадку и покачаться. «Я был похож на ту собаку, которую вывели на сцену, а она уставилась в зал и смотрит. Ее не переиграешь. Так и я стоял и смотрел. Было очень страшно. Не видно ничего, только черный провал зала, который дышит, который ждет». И только мамины слова «Сережа, на лошадку, на лошадку!» привели его в чувство. «Я поплелся и сел на лошадку». И с тех пор – из воспоминаний, из детства, через везение, удачу, Божий шепот, попадая в десятку, в образ, в роль – уже седьмой десяток лет он постоянно смотрит в темный зал, с которым нельзя договориться, который все время удивляет, реакцию которого за все эти годы встреч предсказать, оказывается, невозможно.

***

Многие актеры и режиссеры знают: спектакль – это не только поставленная, сыгранная пьеса, это и реакция зала, которая может родиться, например, сегодня, в пятницу, в девятом ряду, без четверти восемь. Он до сих пор удивляется, как зрители могут самый лучший спектакль «до пищи воробьев довести, истоптать, изничтожить». А могут наоборот – «какую-то дурацкую комедию возвысить до уровня английской драматургии». «И все мы, актеры, как-то разом бодреем, обретаем актерский тонус, да и я начинаю играть, прямо как Юрий Яковлев». Леонтьев смеется.

А сколько было случаев прямого воздействия актерского слова на публику. Сергей Михайлович вспоминает. Было это еще в советское время, когда он с бригадой молодых актеров Щукинского училища с концертной программой, созданной из этюдов, монологов и ярких фрагментов спектаклей, выехал на Алтай. Начало концерта всегда предварял политически значимый номер. Пока молодой артист Леонтьев читал Владимира Маяковского – «Разговор с товарищем Лениным», в последнем ряду зала громко ругался пьяный зритель. Актер прибавил громкости и, будучи уверенным в том, что от отца ему досталась не слабая глотка, решил задавить нагло выпячивающийся «контрапункт». Но не тут-то было: «подголосок» стал метить в солисты, пытаясь переорать и артиста, и самого Маяковского, с которым, возможно, не сошелся во мнениях. Сергей занервничал. Его раздражал не столько орущий «контрапункт», сколько равнодушие зала, безразличие зрителей к происходящему. И тогда наступил момент истины.

«Очень много разных мерзавцев

ходят по нашей земле и вокруг.

Нету им ни числа, ни клички, целая лента типов тянется.

Кулаки и волокитчики, подхалимы, сектанты и пьяницы»,

– громко продекламировал молодой артист. После этого в зале наступила гробовая тишина, а в антракте Сергею Леонтьеву сообщили, что понятливый зритель выкинул пьяного «оратора» из окна, которое, на счастье последнего, оказалось в цокольном этаже.

А были еще и случаи, когда спектакль создавали не только артисты и зрители, но и окружающая среда. Там же, на Алтае, приехали в сельский маленький клубик. А народу на селе много – всех не вместить. Вот и поставили два грузовика. Фары включили. Вроде бы сцену подготовили. Смеркалось. Время после вечерней дойки было. Фрагмент играли, где партнер Леонтьева Коля Волков изображал за кулисами овчарку: лаял и грозно рычал. Подошел момент, когда Коля залаял… и все собаки окрест, признав в Николае чужака, лишили его дальнейшего слова.

***

…Вот снова в который раз закрывается занавес, спектакль окончен. А перед занавесом – целая жизнь. Маленькие и большие роли. Главные и суперглавные. Телегина в «Деде Ване», Бориса Годунова в «Царе Федоре Иоанновиче». А если роль отрицательная? Зло в искусстве исключено. И тогда Сергей Леонтьев будет искать оправдание поступку, и, если даже его нет в пьесе, сам его оправдает, защитит, вступится за героя... Понять человека – это тоже искусство. Большое. Сложное… Это то самое благородство души, которое живет в каждом доблестном рыцаре. Чтобы осудить или оправдать, нужно понять, докопаться до истины. У Сергея Леонтьева есть великое счастье – каждый день, каждый вечер, каждый час перед дышащей в лицо темнотой зрительного зала искать истину.

Ольга Харченко

Фото из архива театра драмы

«Бабье лето» Евгения Сапфирова
Сегодня близ деревни Озерье Клепиковского района стартует XX межрегиональный фестиваль авторской песни «Бабье лето» 20 лет назад
Вячеслав Астафьев
«Боже мой, как я был там счастлив!»
писал Андрей Тарковский в своем дневнике о доме в Рязанской области
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере:
№ 10 (5297) от
20 января 2017
В свежем номере
Самое читаемое
за неделю за месяц за год

© Рязанская областная газета «Рязанские ведомости», 2001-2017

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

К оплате подписки принимаются карты
Система Orphus

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru