00:33 МСК
Воскресенье
19 / 11 / 2017
2183

Работать в туризме – престижно

К 2017 году в туристской сфере региона будет создано более тысячи новых рабочих мест. Кто их займет?
Автор фото: Вячеслав Астафьев. На фото: Специалисты туристского информационного центра Рязанской области 
Оксана Кутукова и Екатерина Лукьянова за работой
Фото автора.
На снимке: Специалисты туристского информационного центра Рязанской области Оксана Кутукова и Екатерина Лукьянова за работой

О подготовке кадров для турбизнеса вели разговор участники акции «Работать в туризме – престижно», организованной профильным региональным министерством в конгресс-отеле «Форум».

В Рязани специалистов для сферы туризма готовят в педагогическом колледже и государственном университете. Специальности в этих учебных заведениях были открыты несколько лет назад, и первые выпускники уже трудоустроены. Контрольные цифры приема определяются потребностью региона. До 2011 года хотя отрасль и развивалась, потребность в кадрах была не столь велика.

В последнее время в стране в целом, и в регионе в частности, стали активно развивать въездной туризм. Схема развития простая – создание туристических ресурсов и их дальнейшее продвижение.

Характерно в этом движении то, что инициатива в развитии туризма исходит не только снизу, от представителей отрасли, но и сверху, от власти. Весной текущего года в Правительстве Рязанской области по инициативе Губернатора прошло заседание координационного совета по туризму. Из общения представителей министерств стало понятно, что туризм – одна из крупнейших, высокодоходных отраслей экономики. По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 году количество туристов достигнет 1,6 миллиарда человек. Туристическая отрасль, впрочем, как и остальные сферы экономики, нуждается в притоке квалифицированных кадров.

О том, каким потенциалом должны обладать люди, стремящиеся работать в туризме, вели разговор в ходе акции «Работать в туризме – престижно».

Региональное министерство культуры и туризма пригласило для проведения акции ведущих столичных специалистов: автора бизнес-тренингов «Маркетинг в туризме» Александра Елисеева и генерального директора управляющей компании «АККОРД-менеджмент групп», автора 12 учебных пособий по менеджменту гостеприимства Екатерину Гаранину. Участниками стали учащиеся Рязанского педагогического колледжа и студенты Рязанского государственного университета, обучающиеся по профильным специальностям.

В ходе деловых игр, общаясь с профессионалами, будущие «акулы турбизнеса» пытались постичь секреты профессии, а главное, убедиться в том, что в туризме работать действительно престижно.

– Сейчас проблема подготовки специалистов для отрасли наиболее актуальна. Мы участвуем в реализации федеральной целевой программы и несем ответственность за эффективность вложения и федеральных, и региональных средств, – говорит заместитель министра культуры и туризма Рязанской области Ольга Голева. – Эффективность проекта будет, как только появится спрос на объекты туризма. А это возможно только при условии оказания услуг на высоком уровне.

Но, по словам корифеев отрасли, уже имеющих огромный опыт работы в туризме, молодые специалисты пока неконкурентоспособны.

– Уровень образования невысок, – говорит директор «Пик отеля» Алла Демидова. – У них слабая теоретическая подготовка и оставляют желать лучшего практические навыки. На мой взгляд, образовательные учреждения должны иметь учебные центры, где студенты занимались бы практикой в большем объеме.

Преподаватели считают, что главный образовательный ресурс – стажировки в крупных туристических центрах нашей страны и других государств.

– Наши студенты проходили практику в Германии, Франции, Италии, Швеции, Финляндии, Чехии, Китае, – говорит преподаватель РГУ Лариса Тихонова. – В этом году наши студенты работали в отелях Великобритании и приобрели хороший опыт.

Отдельная тема – подготовка экскурсоводов. Пока в учебных планах Рязанского педколледжа и РГУ такой специальности нет, но, по словам организаторов акции, она необходима.

– Сейчас средний возраст рязанских экскурсоводов более 50 лет, – говорит заместитель министра культуры и туризма Рязанской области Ольга Голева. – Молодежь не идет в эту сферу. Чтобы готовить экскурсоводов в учебных заведениях, необходимо пересматривать нормативную базу, но это дело будущего, а пока мы обращаемся к педагогам рязанских школ.

Зарплата тех же экскурсоводов невелика. Да и в отелях новички на первых порах получают немного. По словам представителей кадровых служб объектов туризма, молодые специалисты при трудоустройстве хотят получать не менее 25 тысяч рублей в месяц. Это возможно только при соответствующей профессиональной подготовке, над которой пока, по общему мнению собравшихся в конгресс-отеле «Форум», нужно еще поработать.

 Точка зрения

Ольга Голева,
заместитель министра культуры и туризма Рязанской области:


– Сейчас проблема подготовки кадров для сферы туризма в регионе наиболее актуальна, потому что до 2017 года у нас появится большое количество объектов инфраструктуры. Будет создано более тысячи новых рабочих мест. Как известно, в области реализуется крупнейший инвестиционный проект по созданию туристско-рекреационного кластера «Рязанский». Объекты, входящие в состав кластера, можно назвать масштабными для региона. У нас появятся 6 отелей, 130 гостевых домов, 10 ресторанов и кафе, 2 экофермы, туристический и развлекательный центры, аквапарк, 3 конференц-площадки, 2 зоны отдыха на открытой воде. Несомненно, что в сферу туризма должны идти молодые, активные люди, стремящиеся к карьерному росту, нацеленные на самореализацию, творчество, владеющие знаниями о новых технологиях и достижениях в индустрии гостеприимства, способные работать в соответствии с современными международными стандартами. Именно такие специалисты наиболее востребованы на рынке труда и высоко ценятся руководителями кадровых служб.

Екатерина Гаранина,
генеральный директор управляющей компании «АККОРД-менеджмент групп»:


– Увлеченность – самый важный показатель, необходимый в нашей профессии. Моя диссертация была посвящена как раз формированию профессиональных навыков. Сейчас очень часто обсуждается проблема кадров в туризме и гостиничном бизнесе. Мне кажется, что такой проблемы вообще нет. Ситуация с кадрами, на мой взгляд, вполне нормальная. Гостиничный бизнес тем и отличается, что через него должны пройти 10, 50, 100 кандидатов. Не все могут найти себя в профессии. Но останутся те «звезды», которые очень много лет будут работать. Кто-то продвинется по карьерной лестнице, иные будут всю жизнь работать на рядовых должностях, например, барменами, и добьются в этом огромного признания. Мы снимали фильм «Почему я люблю свою профессию». Так вот, наш собеседник, бармен одного из престижных столичных отелей, сказал: «Я люблю свою профессию и 20 лет работаю барменом, потому что я – лицо России. Иностранные туристы, которые приезжают к нам в гости, общаясь со мной, создают свое представление о стране».

Александр Елисеев,
автор бизнес-тренингов «Маркетинг в туризме»:


– Некоторые специалисты считают, что уроки профориентации нужно проводить не только в школе, но уже в детском саду. И тогда в сферу придут люди, любящие профессию. А работать есть где. Туризм – отрасль мультипликативная. Она объединяет в себе массу экономических составляющих. Это и рабочие места, и занятость людей, которые напрямую не имеют отношения к туризму. Это могут быть производители сувениров или продавцы фермерских продуктов. Это люди, которые делают гостевые дома, как, например, в Угличе Ярославской области. Там организовали «рассеянный отель». Это понятие в туризме означает: где живут, там и организуют места приема гостей.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 198 (4746) от 22 октября 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Физкультура по-новому
В Рязанской области открылся еще один обновленный школьный спортзал
Константин Могилин
Читайте в этом номере: