11:37 МСК
Четверг
25 / 05 / 2017
1600

Русские и инофоны

О новых проблемах, вставших перед российским образованием
Автор фото: Сергей Ларин | Русские и инофоны
Фото: Сергей Ларин.

15–17 декабря в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина прошла межрегиональная конференция «Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку», которая проводилась по поручению Министерства образования и науки РФ.

Чем вызвана организация такой конференции? С этим вопросом корреспондент газеты обратился к Елене Викторовне Архиповой, руководителю лаборатории лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку РГУ им. С.А. Есенина, доктору педагогических наук, профессору, и вот что она сказала:

– Социокультурная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, привела к тому, что сейчас уже на всех уровнях говорится о важности такого понятия, как национально-культурная идентичность. Русский язык – это средство формирования национального самосознания подрастающего поколения. К сожалению, в последние годы мы вынуждены констатировать, что русский язык как родной тоже нуждается в поддержке, а порой и в защите. Статус русского языка из проблемы лингвистической уже давно превратился в проблему социальную и даже политическую.

Нам, работникам образования, несущим свое слово детям, как никогда близка прозвучавшая на состоявшемся недавно Всемирном русском соборе мысль о необходимости защиты нашего гуманитарного суверенитета и сохранения российского цивилизационного кода, чем, собственно, и является русский язык.

Цель конференции – объединение усилий образовательного сообщества, видных деятелей науки для выявления и решения проблем обучения русскому (родному) языку в общеобразовательных учреждениях России, совершенствования содержания и методов языкового образования, пропаганды русского языка.

В ходе конференции были обсуждены проблемы обучения русскому языку на всех уровнях общего образования и определены инновационные подходы к обучению русскому языку для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Ключевой момент конференции – обмен инновационным опытом учителей школ и педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений из различных регионов России; выявление и обсуждение особенностей обучения русскому языку в школах Республики Крым, а также форм и методов обучения русскому языку в классах с полиэтническим составом учащихся.

В конференции приняли участие учителя русского языка и литературы, начальных классов, воспитатели детских дошкольных учреждений из более чем 40 регионов России, ученые-методисты России, авторы школьных учебников и развивающих речевых технологий для дошкольных учреждений. На конференции выступили, в том числе и в режиме удаленной конференц-связи представители семи федеральных округов России – Центрального, Приволжского, Южного, Северо-Западного федерального округа, Уральского, Сибирского и впервые – Крымского федерального округа.

Р.В. – А почему именно Рязани было поручено провести такую конференцию?

Е.А. – Мы благодарны Министерству образования и науки Российской Федерации за доверие, оказанное нашему вузу. И считаем, что это не случайно. Прежде всего потому, что у нас есть опыт проведения подобных крупных мероприятий. Я вспоминаю, как почти 20 лет назад в нашем университете мы открывали первый в России фестиваль «Русская словесность». Он тоже проводился по заданию Министерства образования России. В фестивале, как и в конференции, участвовал автор учебников литературы для школы, главный редактор центрального российского журнала «Русская словесность» Александр Иосифович Княжицкий. Давняя дружба связывает Александра Иосифовича с рязанским учительством и с нашим вузом. Благодаря ему и Наталье Дмитриевне Солженицыной в нашем университете был открыт музей выдающегося писателя, и теперь ежегодно проводятся солженицинские конференции. И во многом благодаря тому же Александру Иосифовичу сочинение вновь вернулось в число школьных экзаменов, что не может не сказаться положительно на повышении статуса литературы и родного языка среди школьных предметов.

В самой Рязани немало прекрасных учителей-словесников. С докладами на нашем пленарном заседании выступили народный учитель России, победитель конкурса учителей России Зинаида Викторовна Климентовская, победитель конкурса в рамках национального проекта «Образование», участник двух конкурсов «Учитель года России» Елена Викторовна Орлова. Поверьте, им было о чем рассказать своим коллегами из других регионов.

И еще об одной отличительной особенности рязанского края можно упомянуть: у нас отношение к сохранению исторической памяти – особое! Более 10 лет назад Правительством Рязанской области была учреждена Премия имени академика Срезневского, которой ежегодно награждаются лучшие учителя, ученые, выдающиеся деятели образования, журналисты. Уже более 60 лауреатов были удостоены этой премии…

Р.В. – На конференции затрагивались традиции отечественной методической школы в преподавании русского языка, инновационные подходы к обучению… Ваш вуз, насколько я знаю, в этом также не на последнем месте…

Е.А. – Мы – наследники известной в России методической школы Григория Наумовича Приступы, доктора наук, профессора нашего университета, в прошлом – педагогического института. Мы, его ученики, развиваем традиции его научной школы. У нас создана лаборатория лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку, в рамках которой продолжаются исследования по актуальным вопросам обучения русскому языку в школе. За последние 10 лет было защищено 8 диссертаций именно по проблеме формирования ценностного отношения к родному языку и родной речи.

Р.В. – Большой интерес на конференции вызвал разговор на «круглом столе» о путях обучения русскому языку детей в классе с полиэтническим составом…

Е.А. – Этот разговор можно назвать кульминационным моментом конференции. Проблема идентичности для России как для одной из наиболее полиэтничных стран мира, сегодня особенно актуальна. В России практически нет регионов с моноэтничным составом населения. Подготовка подрастающего поколения к жизни и деятельности в многоязычном и поликультурном обществе стала одной из приоритетных задач на всех уровнях общего образования. Сейчас же важно сказать о двух насущных проблемах, которые на сегодняшний день еще не решены в области преподавания русского языка. Это обучение русскому языку в Республике Крым, где школьники, ранее обучавшиеся ему лишь два часа в неделю, теперь должны влиться в число тех, кто изучает его по Федеральному государственному образовательному стандарту. И второй наболевший вопрос – это ситуация с обучением детей-мигрантов из бывших союзных республик, которые сегодня учатся в классах, где русский преподается как родной. Для этих детей он таковым не является, потому мы называем их инофонами.

О путях решения первой проблемы говорила на конференции представитель Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, автор учебников русского языка для русскоязычных школ Украины, кандидат педагогических наук Татьяна Яковлевна Фролова. Ее поддержала выступившая в режиме телемоста (конференц-связи) Ирина Леонидовна Челышева, учитель русского языка и литературы, председатель Симферопольского отделения Всероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка, рассказавшая об особенностях формирования культурологической компетенции учащихся школы в условиях системы образования Республики Крым. С докладом об опыте работы с детьми-инофонами в условиях школьного образовательного пространства выступила Ольга Анатольевна Донцова, директор школы № 47 г. Рязани, а также старший преподаватель Рязанского института развития образования Елена Яковлевна Фетисова.

В заключение я хотела бы сказать вот о чем: мы в последние десятилетия безуспешно ищем национальную идею. А она, как мне кажется, очень проста – это сохранение исторической памяти народа и сохранение родного языка.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 243 (4791) от 26 декабря 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Неделя глазами экспертов
Мобильный шайтан
Не вступать в контакт – лучшее средство борьбы с электронным мошенничеством
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере: