07:08 МСК
Понедельник
19 / 02 / 2018
2931

Владимир Дель: «Жизнь измеряется спектаклями»

Создателю известного театра «Предел» – 60!

Сколько существует молодежный театр «Предел» г. Скопина, столько и продолжает удивлять. Потому что внутри этого коллектива бьется сердце его художественного руководителя Владимира Деля.

Владимир Фердинандович Дель
Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии СТД РФ «Признание 2010». Родился в 1955 году в городе Скопине Рязанской области. Закончил режиссерский факультет Московского государственного института культуры, преподавал режиссуру в Российской театральной академии (РУТИ). С 1988 года – руководитель и режиссер-постановщик молодежного театра «Предел» в родном городе Скопине. Это самобытный авторский театр со своей художественной программой. Основой репертуара является классика. Вступая в спор с традицией, театр пытается заново открыть для себя имена Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Островского, Цветаевой, Достоевского, Чехова. Участник более 120 театральных фестивалей в России и за рубежом.

Вспоминаю, как увидел его в первый раз на скопинской межрайонной молодежной конференции в 2001 году. В фойе старательно переписывал название конференции в блокнот, чтобы сразу же не забыть: «Об общих тенденциях развития молодежной политики и необходимости создания структурной базы на местах с целью построения единой системы социально-нравственного воспитания молодежи на всех этапах ее развития». И вот на эту конференцию, где молодежь впадала в ступор от языка докладов, пригласили руководителя «документального театра», поставившего к тому времени несколько спектаклей о настоящей молодежной жизни, среди них «Ловушка 46, рост 2» – о вражде двух подростковых группировок. В Скопине в 90-х годах прошлого века их было немало, не случайно в народе говорили: «Скопин – город бандитский».

Дель вышел на трибуну и взорвал атмосферу: «Какие лозунги мы здесь предлагаем? «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»? Это детский лепет. Хочу, чтобы разговор здесь был «без дураков». В наших душах идет борьба добра и зла. И когда «скины» едут бить арматурой «лиц кавказской национальности» – это не следствие отсутствия у них нормального досуга. «Убей старушку и реши свои проблемы». Разве это не сегодняшний лозунг?»

Подростки в зале оцепенели от такой искренности. Они еще не понимали, что можно в таком регистре говорить о животрепещущих проблемах. Мы с малолетства привыкли к декорациям из фальши и сусального золота. Среди правильных слов протекает наша общественная жизнь. А внутри себя, с друзьями, в семьях мы – другие, и никто не знает, что делать с этим зазором. Владимир Дель выражение «разговор без дураков» возвел в эстетический принцип. Его театр в Скопине – это плавильный котел. Цветная металлургия в чистом виде, во всей ее неприглядности и красоте. Там грубые, зачастую звериные эмоции переплавляются в семь цветов спектра и, пройдя через призму режиссерского мироощущения, сливаются в свет белый. Когда-то Владимир Дель назвал смыслом своих поисков создание «Театра белого света». В нем обязательно должно быть преображение – и героя, и зрителя. И отправной точкой путешествия нередко служит ужас. Внутренний ад. Раздирающая на части неудовлетворенность собственным существованием.

В документальном фильме «Дель и его «Предел», снятом по заказу Министерства культуры РФ, Владимир Фердинандович говорит такие слова: «Мне нужен на сцене человек с окровавленной душой. Я знаю, что с этой болью делать, куда ее направить».

Возможно, это знание заложено в нем очень глубоко, в генах. Отец Владимира Фердинандовича из поволжских немцев, в начале войны его как трудармейца угнали работать на шахту в Скопине. Там, в «зоне», и соединились две тяжелые судьбы – Фердинанда Деля, пережившего смерть супруги в дороге, и будущей мамы Володи, потерявшей на фронте первого мужа. Выезжать из Скопина им было запрещено, они вырыли землянку и стали в ней жить.

Владимир говорит: «У мужчины всегда должно быть дело с большой буквы, которое определяет его жизнь».

Для Деля таким делом стал театр. Он сделал его на коврике, который доставал из чемодана, репетируя в коридоре Дома культуры. Театр заметили и оценили. У него нашлись верные помощники Любовь Бахаева и Иван Еганов. При их поддержке у «Предела» в Скопине появилась собственная сцена. Полноценный театр столичного формата с просторным фойе, гримерками, помещениями под реквизит… Но неизвестно, обрел бы столько сил Владимир Дель, если бы не было рядом с ним его близких – жены Ирины, ставшей правой рукой во всех его постановках, сына Ильи, сыгравшего Моцарта маленьким мальчиком на подмостках театра. Теперь он один из лучших актеров Санкт-Петербурга, номинант «Золотой Маски» за лучшую мужскую роль.

Сегодня нужно постоянно мелькать перед глазами, чтобы тебя заметили и запомнили. А Дель где-то далеко, в Скопине. Но каждый его творческий акт – будь то съемка в видеоклипе, очередная постановка или проведение городского праздника – становится тем брошенным в воду камешком, от которого еще долго расходятся круги. Ведь «Предел», как говорит Владимир Дель, – это и родина, и участь, и судьба, и напряжение сил в достижении цели. Очень емкое понятие. Оно охватывает всех нас.

монолог от первого лица

О ВОЗРАСТЕ. Возраст вроде такой, когда пора ехать с ярмарки. Но я пока – на ярмарку. Еду не один, телега полна родных людей, друзей, идей, замыслов. Колесо обозрения – впереди.
ДЕЛО ЖИЗНИ. Когда с Ириной вспоминаем жизнь и она говорит: «Это было в таком-то году», я спрашиваю: «Что мы тогда ставили?» Жизнь измеряется не годами, а поставленными спектаклями. Строить театр на почве райцентра – дело нашей жизни.
МЕЧТА. Мечтаю в 65 лет зимой, в буран, пройти пешком 40 км, как сделала это однажды моя мама.
О ВДОХНОВЕНИИ. Высшая похвала спектаклю из уст театроведов: «Мы не знаем, как это сделано». А это значит, сделано в минуты вдохновения. Вдохновение вне логики. Вдохновение – это моя радость, озарение, откровение.
ЛЮБИМЫЕ СПЕКТАКЛИ. Все спектакли как сердца кусок. Вот некоторые из них: «Моцарт и Сальери», «Преступление и наказание», «Пастух и пастушка», «Детвора», «Кроткая», «Гуссенбах-Кочугурки», «Допрос», «Красный угол».

Фото Андрея Павлушина и из архива театра «Предел»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 113 (4907) от 26 июня 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Книжная полка
«Хороша ты, сторона рязанская»
По материалам официального сайта Правительства области
Читайте в этом номере: