08:33 МСК
Среда
22 / 11 / 2017
1554

В нашей области живут потомки древней шумерской цивилизации

Автор фото: Димитрий Соколов. На фото:  Г.Т. Алоян
Фото автора.
На снимке: Г.Т. Алоян

В области насчитывается 30 национальных общественных организаций, объединений и национально-культурных автономий. Одна из самых малочисленных национальностей, проживающих на территории региона, – езиды. Мало кому известно, что езиды – прямые потомки древней шумерской цивилизации, возникшей в южной Месопотамии примерно в IV тысячелетии до нашей эры.

Дошедшие до нас сведения о шумерах очень скупы, их традиции, вероучение окутаны тайной, а крошечные остатки материального наследия с трудом поз­воляют пролить свет на одну из самых ранних культур человечества. И тем интереснее для меня была встреча с одним из далеких потомков шумеров, возглавляющим культурный центр «Езиды» в Рязани, Гасаном Тосуновичем Алояном. Небольшой чистый кабинет, аскетическая обстановка, над столом герб Российской Федерации, на стене картина с изображением культового сооружения, увенчанного остроконечными куполами.

– Это наша главная святыня – храм Солнца в Лалеше, на севере Ирака, где находится историческая родина езидов, – перехватывает мой взгляд Гасан Тосунович. И вручает мне свою визитную карточку, где в правом углу вписано в круг изображение павлина. Хвост птицы напоминает расходящиеся в сторону лучи. Символика езидов вобрала в себя элементы древнего вероучения зороастризма, последователи которого поклонялись свету и огню. А в образе павлина изображается верховный ангел. Как и христиане, езиды молятся единому Богу-творцу.

– Сейчас священный Лалеш и все проживающие в Ираке езиды находятся под угрозой, исходящей от экстремистской организации Игил, – рассказывает Алоян. – Святыню охраняют отряды самообороны и миротворцы, но мы все очень переживаем. Четыре года назад я совершил паломничество в святые места и счастлив, что собственными глазами увидел храм, построенный нашими предками.

– Гасан Тосунович, известно ли вам, как езиды попали на территорию Рязанской области?

– Большинство представителей нашего народа приехало в область из Армении. Помните, в 1988 году там произошло страшное землетрясение. Многие общины езидов пострадали, и русские люди, пришедшие на помощь братской Армении, пригласили езидов перебраться в более благополучные республики и регионы Советского Союза. Так большинство из нас оказалось в Нижегородской, Тверской, Ярославской, Московской областях, Краснодарском крае. Гостеприимно приняла нас и Рязанская область, где мы не встретили никаких межнациональных трений. Что же касается миграции езидов в Армению и Грузию из регионов Ближнего Востока, то она имеет многовековую историю. История эта большей частью трагическая, связанная с гонениями на езидов со стороны радикальных исламистов, попыткой провести насильственную исламизацию наших общин. Мы вынуждены были покинуть территории исконного проживания, чтобы сохранить свой народ, религию, культуру. В Советском Союзе мы ничем не отличались от представителей других национальностей, учились, работали, защищали страну, воевали в Великую Отечественную. В моей семье хранится ценная реликвия – наградной пистолет от маршала Георгия Жукова, подаренный полководцем одному из родственников за боевые заслуги.

– Какова численность езидов в Рязанской области? Слышал, что в их среде сильно развита клановость, а браки с представителями других национальностей не поощряются.

– В области проживает примерно 120–150 семей езидов, в основном выходцы из Армении, Грузии. Больше всего – в муниципальных районах. Но семья в нашем понимании – это не три–пять человек, а намного больше, в нее входят близкие и дальние родственники. Так что если говорить об общей численности, то она может доходить до пяти тысяч человек. Мы еще только начинаем заниматься переписью. Какого-то единого уклада жизни нет, люди работают во всех сферах – и в промышленности, и в сельском хозяйстве, есть служащие банков, юристы, спортсмены. Кстати, среди спортсменов выдающихся результатов добился Паша Авдалян – чемпион мира, двукратный чемпион Европы, четырехкратный чемпион России по кикбоксингу. Сейчас тренирует молодежь, а скоро у него свадьба, и весь обряд бракосочетания мы будем проводить по нашей древней традиции.

В семье езидов развит культ старейшин. Но таких ограничений, чтобы сочетались браком только внутри общины, у нас нет, эти пережитки прошлого давно забыты. Как говорится, сердцу не прикажешь. Здесь, в нашем культурном центре, мы не только встречаемся, общаемся, проводим досуг, но и оказываем всяческую поддержку землякам, когда она требуется. В этом году команда езидов выиграла межнациональный турнир по футболу «Мяч добра».

По словам Гасана Алояна, местные езиды полностью адаптировались в нашем обществе. Они свободно говорят на русском языке и ничем не отличаются от коренных рязанцев, разве что восточной внешностью. Культовых сооружений и мест в Рязанской области у них нет. Многие езиды ходят в православные храмы, имея на то благословение священнослужителей, хотя и остаются некрещеными. Свое древнее вероучение езиды передают из уст в уста, из поколения в поколение, поэтому так важно для них знать родной язык – эздики, который принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Дело в том, что письменных религиозных текстов у езидов очень мало. Имеющиеся священные книги хранятся на севере Ирака, в Лалеше. Поэтому непосвященному трудно проникнуть в смысл вероучения. Однако доброжелательность, терпимость к другим этносам и конфессиям пронизывают всю культуру потомков древних шумеров. Среди их молитв есть и такая: «Боже, сперва дай счастья и благо 72 народам, а потом нам, езидам». Это обращение к Всевышнему исходит из представления о том, что, когда езиды пришли в мир, уже существовало 72 народа.

Гасан Тосунович поведал мне, что человеку из их общины, который сделал что-то хорошее и доброе, принято говорить: «Ты как джамер», то есть шумер. Культ предков связан с представлением об их чистоте, праведности, веротерпимости. Сейчас Гасан Тосунович работает над книгой по истории и культуре езидов, в ней будет представлен и алфавит их древнего языка.

Община езидов входит в ассоциацию народов Рязанской области. От Губернатора области ей вручена медаль «Милосердие» за благотворительную деятельность.

Поговорив по душам с моим собеседником, я, конечно, не мог не спросить его о том, какие преимущества он видит в многонациональном государстве. Алояну, как представителю малой народности, рассуждать на эту тему было легко.

– Ты знаешь, я на собственном опыте понял одно. Когда много народов живет вместе, они берут друг у друга все самое лучшее. Кто-то обладает терпением, кто-то кипучей энергией, кто-то упорством в достижении цели, одни спокойны и сосредоточенны, другие подвижны и темпераментны, а вместе они – это и есть гармония. У одних можно поучиться уважению к старшим, у других – гостеприимству, у третьих – щедрости и альтруизму. В Армении, если ты придешь в дом и постучишь в дверь, тебя обязательно примут как гостя. Если что-то случилось, они с тобой переживают, как будто у них горе. Если у тебя радость, они разделят ее, как близкие люди. Добрая черта. И мы, езиды, многому у армян научились за всю историю совместного проживания. Российская культура интернациональна. Она не подавляет традиции других национальностей, а вбирает их в себя, как земля впитывает воду, и создает культуру наднациональную, предназначение которой – быть двигателем развития цивилизации. Я узнал что-то от других, принял это и сделал своим. Он получил что-то от меня, впитал и живет с этим дальше. А все вместе мы стали богаче, я так понимаю. Поэтому развитие многонационального государства происходит всегда быстрее. Но многое зависит от того, какая национальность является государствообразующей. Русские сохраняют свою культурную традицию. И благодаря этому обеспечивают неприкосновенность культур других национальностей. К примеру, нам, езидам, не нужно искать какую-то территорию, чтобы всем воссоединиться. Мы уже дома.

09-03-01 

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 163 (4957) от 04 сентября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Традиции и современность

Дорога к храму

В селе Малинищи под Рязанью открылся виртуальный концертный зал

Большая стройка
Новый облик сел улучшает инвестиционную привлекательность региона
Юрий Евстифеев
Арборетум. И не только
На Рязанщине может появиться единственная в европейской части страны плантация женьшеня. Это в том случае, если идею поддержит инвестор
Михаил Скрипников
Читайте в этом номере: