08:37 МСК
Среда
22 / 11 / 2017
1523

Пятнашки

На «Рязанских смотринах» была атмосфера братания кукольников
Сцена из спектакля «Когда я снова буду маленьким». Фото Андрея Павлушина
На снимке: Сцена из спектакля «Когда я снова буду маленьким». Фото Андрея Павлушина

Международный фестиваль театров кукол прошел в Рязани в 15-й раз, в нем участвовало 15 театров. Организаторы решили обыграть тему «пятнашек», всемирно известной головоломки с числами. Хотя на «Смотринах» нет конкурса, нет первых «номеров» и последних. Зато есть непередаваемая атмосфера братания кукольников разных стран (недаром на открытии пускают по кругу братину).

И в моем рассказе математического порядка не будет. К тому же в личной коробочке «пятнашек»-впечатлений не хватает костяшек. Увы, не все удалось посмотреть, в том числе гостей из-за рубежа. «Невиждан театър» (Болгария), единственная в мире труппа незрячих актеров, работающих в области визуального театра, привезла спектакль «Тени моей души». Шведский театр «Sesam» показал музыкальную историю одной репетиции оркестра «На пути к Болеро», а Гродненский театр кукол (Беларусь) – «Фауст. Сны» по мотивам трагедии И.В. Гете, К. Марло, В. Сакса и немецких легенд. У автора и постановщика «Фауста…» – главного режиссера Гродненского театра Олега Жюгжды на 15-м фестивале было еще два спектакля: «Снился мне сад в подвенечном уборе…» по произведениям Чехова (Рязанский театр кукол) и «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (Екатеринбургский театр кукол).

…Но вернусь к своим «пятнашкам» – впечатлениям. Две сказки – «для развлечения почтеннейшей публики». Одна вроде бы детская, но поставленная для взрослых – «Волшебное кольцо» по мотивам Б. Шергина (Архангельский театр кукол). Автор пьесы и режиссер – Борис Константинов, сейчас главный режиссер Академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова (на фестивале также был показан его «Снеговик», ГАЦТК, премии «Золотая маска» за работу актера и художника).

Знакомая всем «поморская небыль», сыгранная архангелогородцами с неповторимым говором, шутками для взрослых да под аккомпанемент деревяшек и пилы, оказалась весьма современной. Перекинуть мост (и то – хрустальный, хрупкий) между теми, кто получает из казны «одну копеечку пенсии», и теми, кто гуляет по городу Парижу, может только волшебство: двое из ларца одинаковы с лица. Да и не принесет этот мост счастья.

Интерактивное действо «Серебряное копытце» по мотивам сказки П. Бажова (театр «Тут и Там», Москва, автор и режиссер Светлана Дорожко) изначально рассчитано на малышей. Но поскольку работали с публикой взрослой, фестивальной, то и импровизации были соответствующие. Известную сказку задорно, иногда перебивая друг друга, разыгрывают странницы Сашка и Дашка, в роли которых молодые актрисы сестры Александра и Дарья Архиповы. Реквизит у них легкий, для странствий: короба плетеные, да в них куклы войлочные, да материи разные. Актрисы мгновенно заряжают кукол своим обаянием, а зрителей – озорным настроением, вовлекая в игру.

Одной костяшке «соседей» не найти. Спектакль «Когда я снова буду маленьким», поставленный режиссером Евгением Ибрагимовым в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург) по произведениям польского педагога и писателя Я. Корчака, адресован детям от шести лет. Это рассказанная от первого лица история взросления мальчика в бедной варшавской семье в довоенной Польше. Подработка (чтобы добыть кусок хлеба) и школа, мальчишеские развлечения и мечты, смерть брата, дружба и первая любовь.

Подросток Владек (его играет Тарас Бибич) достает из ящичков в чемоданах небольшие фигурки персонажей: свою собственную, родных, друзей, знакомых. Чемоданы-кофры таят в себе лестничную клетку и квартиру, школьный класс, лавку соседей… Этот мир придуман и сделан сценографом Эмилем Капелюшем и автором кукол Натальей Мишиной с изысканной простотой, с безупречным вкусом даже в мельчайших деталях. Но главный секрет спектакля – прекрасная игра драматического актера Тараса Бибича, который почти все время один на сцене (два исполнителя эпизодических ролей помогают незаметно перемещать куклы). Его герой взглядом, интонацией, иногда легким прикосновением оживляет куклы, делясь мироощущением подростка, пробуждает сопереживание в зрителях. Спектакль получил три премии «Золотая маска»: за лучшую работу режиссера, художника, актера.

Три костяшки соединяю друг с другом: это истории, где речь идет о краеугольных вещах в человеческой жизни, о любви и смерти, о страхе перед костлявой и о бессмертии преодолевших его.

В екатеринбургском спектакле «Ромео и Джульетта» все герои Шекспира, кроме двух главных, – ходячие (до поры до времени) мертвецы: «Если ты не любишь – ты уже мертв». У кукол, исключая фигуры Ромео и Джульетты, черепа вместо лиц. Они веселятся, пляшут, напропалую острят (юмор площадной, для взрослых, что свойственно театру Шекспира), а в зеркалах отражается пляска смерти. И на головах кукловодов большую часть времени – тоже черепа. «Хороводу» скальпов режиссер Олег Жюгжда противопоставил красивые по пластике (и не только по пластике) сцены любовных и смертельных объятий веронских влюбленных. Их актеры играют в живом плане: настоящая любовь людей прекрасна – и бессмертна.

В основу спектакля Театра им. С.В. Образцова «Старый сеньор и…» легли новеллы Габриэля Гарсиа Маркеса: «Очень старый человек с огромными крыльями», «Самый красивый утопленник в мире» и «Набо – негритенок, заставивший ждать ангелов». Автор идеи, режиссер и художник Виктор Никоненко вместе с Сергеем Плотовым и Ниной Моновой создал пьесу, переведя притчи Маркеса на язык театра кукол. Как описать этот мир? Люди общаются с ангелами, то помогая им, то заставляя ждать. Люди не видят спустившихся на землю ангелов и не ценят то, что им дано… В «черном кабинете» возникают большие марионетки, «сросшиеся» частями тела с кукловодами, и одинокий саксофонист, в зале запах благовоний. Актерская работа удостоена премии «Золотая маска».

И еще один спектакль – как ледяной душ. Неприятная правда без надежды на помилование. Главный режиссер Пензенского театра «Кукольный дом» Владимир Бирюков поставил спектакль «Убить Кароля» по пьесе польского драматурга С. Мрожека «Кароль» (1961). К интеллигентному врачу-офтальмологу внук приводит деда с ружьем. Дед не умеет читать, но нуждается в очках, чтобы узнать некоего врага по имени Кароль и застрелить его. Врач, осознав это, хочет остановить парочку, но тогда дед «узнает» врага, Кароля, в нем.

Мы видим, как страх съедает доктора: тот уменьшается в два раза (возможности театра кукол) и выдает за врага своего пациента. Звучат самооправдания, но тут же становится ясно: доктор навсегда превратился в доносчика, пособника расправ. Спектакль камерный: кабинет доктора, где происходит все действие, выстроен на небольшой плоскости (столе), и на «крупном плане» мы видим малейшее движение кукол. «Убить Кароля» отмечен двумя «Золотыми масками», за лучший спектакль и лучшую работу художника – Виктора Никоненко (создатель «Старого сеньора»).

В целом уровень фестиваля был очень высоким: об этом говорили и участники, и эксперты. Валерий Шадский (художественный руководитель театра и фестиваля) и Константин Кириллов (директор театра и фестиваля) со своей командой смогли пригласить ведущих режиссеров, художников, актеров… По традиции здесь прошла отчетно-перевыборная конференция Российского центра УНИМА (Международного союза деятелей театра кукол).

На «Смотрины-пятнашки» приехали не только коллективы-участники, но и гости из столицы, разных стран Европы, самых дальних уголков России... Рязанцам повезло: на многие спектакли продавались билеты. А волшебство хорошего театра – не сиюминутное, оно проникает в человека и живет еще долго, делая его чуточку лучше.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 183 (4977) от 02 октября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Глазами клоуна
Клёпа Малеев старается сделать мир чуточку добрее
Димитрий Соколов
Сезонная хандра
Осенняя депрессия может случиться не только у взрослых, но и у детей
Людмила Иванова
Читайте в этом номере: