23:36 МСК
Четверг
27 / 04 / 2017
9028

Не просто жилец, а право имею

Давно ли к вам в дом забирались воры?

Не спешите радоваться, если все замки на месте и ничего не пропало. Вы же наверняка оплачивали квитанцию на услуги ЖКХ? Вот тут-то и могли оказаться жертвой обмана.

Это легко понять на примере оплаты за отопление в многоквартирных домах. В 2006 году были приняты правила оказания жилищно-коммунальных услуг. Среди прочего в первой формуле говорится о расчетах начисления платы для домов с централизованной системой отопления. Вторая учитывает наличие коллективного бойлера-подогревателя в подвале (скажете, фарс: таких домов в стране почти нет). Третья регламентирует взимание платы за тепло в домах, где есть автономный теплопункт. Все расписано на целый год, причем в интересных единицах, которые увидеть нельзя, а почувствовать можно – в гигакалориях. Количество тепла, которое положено отдавать на дом, варьируется строго по уличной температуре. В трескучие январские 25-градусные морозы квартира может получить сотню гигакалорий, а в оттепель требуется почти в 2 раза меньше, чтобы поддерживать нормальную комнатную температуру. В правилах заложено, что управляющая кампания или ТСЖ должны в конце года делать перерасчет по фактически потребленному теплу. Затем уплаченные деньги можно либо вернуть назад, либо перечислить в зачет стоимости жилищно-коммунальных услуг на следующий отопительный период. В расчетной формуле учитывается площадь всех отапливаемых помещений, объем теплоносителя и ряд других факторов.

Но на самом деле деньги с жильцов часто собирают не по какой-то там формуле, а как посчитают нужным. На общем собрании жильцов утверждается размер платы за кубометр кипятка в батареях, потом он умножается на количество квадратных метров квартир. Вроде все по-честному. Если, конечно, не вдаваться в разные подробности, в частности, такие: региональная энергетическая комиссия утверждает тарифы за гигакалории, объем горячей воды для парового отопления вообще ничего не решает, главное – это температура. Но в квитанциях, как правило, ее не найти.

– Вот пример из практики, который показывает, какими способами могут рассчитывать плату за тепло в отопительный период, – рассказывает правозащитник Олег Попов. – В многоквартирном доме деньги брали за кубометры отопительной воды. В результате за несколько лет разница между оплаченными и реально потребленными гигакалориями составила более 10 тысяч рублей на одну среднюю квартиру. Все это было доказано в суде. А с учетом всего дома разница уже была под 2 миллиона. Куда делись эти деньги? Но, думается, если предположить, что дом такой – не единственный, то это будет недалеко от истины.

Инертность населения – в помощь тем, кто не прочь «погреть руки» на взятых с потолка расценках. Люди часто не знают своих прав, методов расчета оплаты за услуги ЖКХ. Но с принципом «не жили богато, нечего и начинать» пора заканчивать. Любая попытка жителей домов отстоять свои права и попытаться привести ситуацию к законной, как правило, заканчивается в пользу жителей. Правда, при этом надо проявлять настойчивость и не бояться скандалов, которые могут учинить руководители недобросовестных ЖКХ.

Судебные перспективы таких дел практически всегда выигрышные. Как только суд получает возможность ознакомиться с внешним видом квитанций, которые жильцы могут предоставить в качестве вещественных доказательств, суть дела становится ясной. Однажды при аудиторской проверке среди тиши и благодати колонок с цифрами в отчете одного из рязанских ТСЖ проверяющие внезапно увидели интересную статью расходов на домовое содержание, в которой были прописаны средства личной гигиены, детские игрушки и женские станки для бритья ног. Жильцы того дома не припомнят, чтобы им кто-то что-то где-то брил. А за год нецелевое использование средств этого ТСЖ, смело отраженное бухгалтером в официальных документах, составило более миллиона рублей. Видимо, счетовод думала, что этого просто не заметят.

Итак, что же надо делать, если вы чувствуете, что ваша управляющая компания или ТСЖ кое-что от вас явно скрывают? Надо судиться, но перед этим следует цивилизованно пригрозить коммунальщикам. Это называется практикой решения споров в досудебном порядке. Это, скорее всего, не поможет, но, как говорил Махатма Ганди: «Сначала тебя не замечают, затем с тобой борются, потом ты побеждаешь». Индийская политическая формула справедлива и для нас. Отказ представителей ЖКХ решить все по-хорошему будет для них дополнительным отягчающим фактором и добавит очков и без того выигрышной позиции жильцов. Особенно эффектно, если иск подается коллективно. Тут можно отсудить не только все незаконно вынутые из кармана деньги, но и компенсацию за моральный ущерб. При этом коммунальщики особенно не пострадают. С их возможностями присваивать себе крупные суммы сразу от нескольких домов выплата нескольких сотен тысяч рублей по судебному решению – это как слону дробина. Так что верить их безусловно поддельным прогнозам разорения «родного домоуправления» не стоит. Требуется решительно бороться за свои права, и только тогда они появятся не только на бумаге, но и в жизни.

***

В связи с наступлением отопительного сезона актуальной становится борьба не только за получение гигакалорий, но и за то, чтобы их удержать. Одна из жительниц областного центра однажды заметила, что рамы в ее подъезде сгнили и вываливаются, с чердака пахнет не пойми чем, трубы не изолированы, а ее родная мама сломала ногу на крыльце подъезда, где не было перил. Гражданка пошла разбираться в ЖЭУ. Она спросила, на что идут деньги, которые платятся на содержание дома. Ей посоветовали не умничать, и вообще, это секретная информация. Женщина не поверила в намеки на государственную тайну и прямиком отправилась за помощью к юристам. В результате на хамов из ЖЭУ была организована грамотная юридическая атака. Правда, поначалу она не привела к успеху. Коммунальщики отказывались брать письменное заявление, и даже заказные письма до них не доходили. На первое заседание суда никто из работников ЖЭУ не пришел. Им вручили новую повестку, и только после этого они соизволили показаться на суде. Но на вопросы отвечать не были готовы, никаких документов о ремонте предоставить не смогли, не предъявили и актов выполненных работ. А если бы такие бумаги появились, они были бы признаны поддельными, так как жильцы провели в подъезде собственную независимую экспертизу с привлечением экспертов. Выводы были однозначными – ремонта не было лет десять. Суд велел отремонтировать подъезд, оплатить расходы на лечение упавшего со ступенек человека и возместить моральный ущерб. Только тут до работников ЖЭУ дошло, что прямо из суда победившая их истица пойдет в гости по соседним подъездам делиться своей радостью. Чтобы не будить лихо (то есть гражданское самосознание других жильцов), коммунальщики судорожно и очень быстро отремонтировали все подъезды. Правда, это не избавило обслуживающую организацию от исков по поводу порчи квартир и имущества от протекания крыши дома до ремонта.

Конечно, нельзя проецировать эти случаи на всю систему жилищно-коммунального хозяйства. Но надо знать и помнить: мир и взаимопонимание между жильцами и организациями ЖКХ базируется, прежде всего, даже не на точном знании законов всеми, а на самодисциплине и ответственности. Думается, те недобросовестные руководители, о которых сегодня шла речь, никогда бы не рискнули присвоить даже копейку, если бы сами досконально знали права жильцов и то, с какой энергией люди могут их отстаивать.

Техника решает не все
Современное законодательство в области ЖКХ позволяет жильцам широко применять счетчики для контроля за истинными объемам потребления услуг, чтобы не переплачивать


Счетчики электроэнергии появились в нашей стране сразу вместе с «лампочками Ильича» и всем привычны, а вот о счетчиках для системы водоснабжения народ узнал совсем недавно. До сих пор не все знают, как правильно их устанавливать и оформлять. Еще меньшее количество людей знакомо со счетчиками на отопление. К сожалению, установить их во всех без исключения случаях нельзя. Самый простой способ – общедомовой прибор контроля, но он невыгоден, если здание ветхое и теряет слишком много тепла из-за дыр на чердаке и старых рассох-шихся окон в подъезде. Индивидуальные приборы учета позволяют рассчитать потребление тепла в собственной квартире. Они учитывают температуру воды, которая поступает в батарею, а также объем прокачиваемого теплоносителя, затем на основании этого вычисляют потребленные гигакалории. Есть еще более продвинутые электронные счетчики, которые учитывают разницу между температурой самой батареи и нагревом воздуха в помещении, потому что не все тепло радиатор способен отдать. Большое его количество возвращается на ТЭЦ. Но возможности всех этих технологий разбиваются о качество воды в отечественных теплоцентралях. Она, как правило, с примесями, сильно минерализована, а также загрязнена ржавчиной. Примитивный механический прибор учета от такой воды быстро сломается, а высокотехнологичный счетчик, работающий на принципе отслеживания протекающего объема водяных молекул в вихревых электромагнитных полях, просто некорректно сработает, насчитав не ту сумму. К тому же данные счетчиков не будут признаны, если их не зарегистрировать, как положено, а в этом случае на пути инициативы жильцов могут встать коммунальщики, которым такой учет не нужен. Есть еще один вариант – переход на индивидуальное отопление. Но стоит это очень дорого – порядка 100 000 рублей для стандартной 2-комнатной квартиры. Если отопительный котел будет электрическим, не факт, что удастся быстро окупить такую систему, а газовый котел предполагает устройство сложной вытяжки. Не в каждом доме можно такую установить. Так что самым лучшим предметом, согревающим и не разоряющим, продолжает оставаться брошюра полного текста закона о правах потребителя в последней редакции, разумеется, если ее регулярно читать и вникать во все тонкости.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 222 (5016) от 27 ноября 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Ищу маму
Безмолвная память?
На улицах Рязани нужен художественно-исторический ликбез
Читайте в этом номере: