22:58 МСК
Среда
01 марта 2017 года
Яндекс.ПогодаПикс
В домах по ряду улиц Рязани отключили холодную воду. Временно Лучшие юные спортсмены Рязанской области удостоены именных губернаторских стипендий С начала года в Рязанской области под колеса автомобилей попали 69 человек Первенство Рязанской области по мини-футболу среди ветеранов завершилось убедительной победой команды «Ока» Финансисты и общественники рассмотрели и одобрили Бюджетный прогноз Рязанской области на долгосрочный период до 2030 годаЗа ночь с улиц Рязани вывезли 389 кубометров снега В Рязанском музее истории ВДВ вспоминали о героях 6-й парашютно-десантной роты В Рязани завершилась Спартакиада ФСИН России по волейболу среди ведомственных образовательных организаций Состоялась встреча главы Рязанского региона Николая Любимова с секретарем Общественной палаты области Натальей ГришинойВ Рязани стартовали Всероссийские соревнования на Кубок министра МЧС России по пожарно-спасательному спорту В Рязанской области внесены изменения в региональную программу «Дорожное хозяйство и транспорт на 2014-2022 годы»В 65 школах Рязани действуют родительские патрулиПосмотреть на котов и кошечек жители и гости Рязани могут на выставке-ярмарке «Коты. Март.» В Рязанской области «ГАЗель» столкнулась с большегрузом Новости Ночной хоккейной лиги: неожиданная победа «ВДВ-Рязани» над «Державой»4 марта в Спас-Клепиках Рязанской области состоится традиционный, 42-й по счету, Есенинский лыжный марафон Водителей рязанских маршруток ждет сдача теоретического экзамена в ГИБДД и профпереподготовкаРязанцев приглашают «В театр кукол – всей семьей!»Николай Любимов заявил о своем участии в праймериз по кандидату на выборы губернатора Рязанской областиНа первенстве федерации тхэквондо (МТФ) России юные рязанские спортсмены завоевали бронзовые награды В Рязанском «Политехе» участники межрегиональной конференции говорили о передовых технологиях в машиностроении Житель Рязани за ночь обокрал три гаража 5 человек пострадали в 4-х ДТП в Рязанской области Два жителя Рязанской области организовали сеть по распространению наркотиков В Рязани «Единая Россия» дала старт предварительному голосованию
23.12.2015
Просмотров: 10744

Обнаружить в эфире

Нина Гаврилова: «Позывной каждого экипажа полка мы угадывали безошибочно»
Автор фото: Лада Петрова | Обнаружить в эфире
Фото автора.

Для Нины Андреевны Гавриловой из рязанского клуба «Фронтовые подруги» День дальней авиации, который отмечается сегодня, – особый праздник. В годы Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 годы она проходила службу в составе роты связи 747-го полка бомбардировочной дальней авиации, была в числе тех, кто на земле обеспечивал бесперебойную связь с боевыми самолетами.

Если завтра в поход

Вспоминая военное время, вздыхает:

– Много лет прошло с той поры, а я очень отчетливо помню, как потрясло нас всех известие о вторжении врага на нашу землю. Практически из каждой семьи на фронт уходили мужчины или женщины.

Я посещала занятия в фармшколе. Мы изучали химию и биологию. Мечтала со временем посвятить себя фармакологии. Война перечеркнула мою молодость и мечты, вторглась в жизни миллионов мирных граждан...

Отец ушел воевать еще в июне. Мама работала медсестрой, ей приходилось работать за двоих: прокормить четверых детей было непросто. Она тревожилась за брата, а за меня не боялась. Ну что там – девчонка. Мне в ту пору и 18-ти не было. Однако я опередила брата. Мы с подругами записались на курсы радисток и несколько месяцев изучали передатчики, азбуку Морзе и все, что относилось к работе. Когда в октябре курс подготовки был завершен, приехал представитель авиаполка. По результатам он отобрал 10 человек, в том числе и меня. В семь утра следующего дня мы должны были прибыть на вокзал с вещами для отправки к месту назначения.

Собирать особо было нечего. Мама дежурила сутками. Младшую сестру я попросила, чтобы не пугала маму, сказала, что меня отправили на картошку. Вот и все прощание.

В ощущениях хорошо помню дорогу к месту назначения, суету на вокзале, тревогу на лицах, чей-то плач, команды военных…

Война – не мать родна

Наша рота размещалась неподалеку от аэродрома. Как и положено, сначала проходили курс молодого бойца. Нам выдавали винтовки, которые мы собирали и разбирали, учили устав, ползали по-пластунски невзирая на погодные условия.

В числе тягостных воспоминаний тех лет – первые месяцы службы. Неустроенность быта, физические нагрузки, строгое выполнение приказов. Однажды нашу роту связи отправили разгружать несколько вагонов дров, которые предназначались для обогрева наших помещений. Огромные бревна приходилось скатывать с платформы вагона и перетаскивать на веревках в штабеля. Зима 1942 года наступила рано, была снежной и холодной. А на нас шинели, под которыми тоненькая гимнастерка, на ногах – кирзовые сапоги. Причем некоторым девчатам они велики. Мы то проваливаемся в снег под ношей, то падаем и снова возвращаемся за новым бревном. Ноги болят, руки до крови ободраны. После такой работы сложно просушить обувь и портянки, да и негде. Помещение, в котором мы сначала располагались, было небольшое. Протягивали через комнату веревку. Кому-то удавалось просушить портянки, а кто-то утром заматывал ноги невысохшими тряпками. И ведь никто тогда не заболел…

Служба

Наш полк базировался на аэродроме «Кратово» в одном из городков Подмосковья. Летчики выполняли ответственные задания Ставки Верховного главнокомандования: наносили бомбовые удары по военным и промышленным объектам противника, занимались и воздушной разведкой. На самолетах «ЕР-2» выполняли ночные бомбардировки и проводили разведку в ближнем и дальнем тылу противника. Сначала самолетов было немного. Основу составляли самолеты «Ил-4», «Ер-2», «Пе-8», переоборудованные под бомбардировщики транспортные «Ли-2». Потом по ленд-лизу начали поступать бомбардировщики «Митчелл» (В-25). Сначала у нас было только два таких самолета. Наши авиаторы и техники быстро их освоили и были довольны техническими характеристиками.

Что касается радистов, обеспечивающих связь с бортом, то обязанность наша была, с одной стороны, несложной, а с другой – очень непростой и ответственной.

Ключом мы передавали в эфир свой позывной и в ответ должны были получить сигнал от своих, а в эфире огромное число позывных. Надо постоянно вслушиваться, уловить момент, когда появится сигнал от нашего борта.

Мы теряли друзей боевых

12-22-01

Когда вылет был успешным (самолеты вылетали на задание обычно ночью), мы уже к утру возвращались с дежурства. Но случалось, что не отходили от передатчика сутками, а ответ так и не получали. Это расценивалось как гибель экипажа. К сожалению, таких примеров было немало.

Каждый такой случай был трагедией для всех. Особенно когда с боевого задания не вернулся экипаж командира полка Ивана Федоровича Галинского.

Он был очень строгим, но справедливым. Его в полку побаивались, но уважали и даже звали батей.

В августе 1944 года его самолет был сбит в районе северной Сербии. Пилот успел передать об этом сообщение на базу и то, что командир принял решение покинуть самолет, то есть выпрыгивать с парашютом. Больше никаких вестей от экипажа не поступало, но мы надеялись, что Галинский и его товарищи живы, воюют с врагом где-нибудь в партизанском отряде, хотя официально экипаж значился пропавшим без вести. Когда наш полк с войсками второго Украинского фронта оказался на территории Венгрии, то стали говорить о том, что Ивана Федоровича видели среди военнопленных советских летчиков в будапештской тюрьме. По одной из версий, Галинский был замучен фашистами незадолго до освобождения Будапешта. По другой – в плену он организовал подпольную группу, совершившую побег, но во время погони погиб.

Самый счастливый день

Конечно, это День Победы. Радость была всеобщей. Мы плакали от счастья, танцевали – жизнь налаживалась!

Демобилизовали нас лишь через полгода, в декабре, так как наш полк обеспечивал безопасность наших войск. Причем нам очень хотелось увидеть города и страны, над которыми мы пролетали, когда нас перебрасывали с одного аэродрома на другой, ведь боевой путь у нас с полком был один. Только на Украине мы поменяли четыре места дислокации, но дальше аэродрома выезжали редко. А на Родину ехали в товарных вагонах. Мы, молодые девчата, осмелев, забирались на крышу товарняка, откуда нас гонял старшина. Сейчас, вспоминая это безрассудство, думаю: как же мы не сваливались тогда, не травмировались?

Отгремели бои

В шесть часов вечера после войны, но только через 20 лет мы впервые встретились с однополчанами на ВДНХ. Встреча была организована очень хорошо. Каждому полку был определен свой павильон. Тогда нас пришло много. Все, кто уцелел: и пилоты, и радисты, и стрелки, и телефонисты, и техники.

Встречи стали ежегодными, но со временем нас становилось все меньше и меньше. И вот уже несколько лет, как я не могу приехать на эти встречи, и даже не знаю, проводятся ли они.

После войны у меня все сложилось удачно. Грех жаловаться на судьбу. Вышла замуж, родила дочь. У меня двое внуков и трое правнуков. Я – ветеран труда, активно занималась общественной работой. Пока была молодой, любила танцы, пела. Когда стала старше, вошла в состав клуба фронтовых подруг, вела патриотическую работу в школах и вузах. Сейчас мне 92 года. Я давно уже вдова, но не одинока. Меня навещают родные мне люди, и я никогда не отказываюсь принимать участие во встречах со студентами и школьниками, потому что считаю, что они должны успеть узнать о войне со слов очевидцев.

За подготовку железнодорожников
колледж – филиал Московского государственного университета путей сообщения получил орден «Инженерной славы»
Михаил Скрипников
Мечты и звуки
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере:
№ 36 (5323) от
01 марта 2017
В следующем номере
Быстрее, выше, сильнее
Юные рязанские спортсмены подают большие надежды
На выборы предложат самых достойных
«Единая Россия» дала старт предварительному голосованию в регионе
Задачи общие
Состоялась встреча временно исполняющего обязанности губернатора Рязанской области
Бюджетные перспективы
В регионе обсуждают проект бюджетного прогноза до 2030 года
Силу и ловкость
проявляют участники всероссийских соревнований по пожарно-спасательному спорту
Самое читаемое
за неделю за месяц за год

© Рязанские ведомости, 2001-2017

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru