00:41 МСК
Понедельник
18 / 12 / 2017
8399

Как защитить свое здоровье

Как защитить свое здоровье
Фото: РИА «Новости» .

Что делать, если вам поставили некачественную титановую пластину… в голову? Улыбаетесь? Но не всегда врачебные ошибки бывают такими «забавными». И давно в прошлое ушли те времена, когда люди обращались к врачам только в экстремальных случаях. На дворе XXI век, и значение имеет не только сам факт существования, но и качество жизни, которое должно быть максимально возможно высоким. И потому в современном мире человек должен быть здоров, а когда здоровья недостает, то качественно пролечен. Но не всегда так получается. Медики, как и все мы, не застрахованы от ошибок. И хорошо, если ошибки не привели к серьезным последствиям. Ну а как быть тем, кто все же от них пострадал? В помощь пациенту закон о защите прав потребителей, который касается и медицинских услуг.

С имплантом – в суд

Парень из Рязани стал инвалидом из-за того, что ему поставили в ногу некачественную титановую пластину. Свое имя пациент попросил не озвучивать, однако о своем «хождении по мукам» в поиске правды рассказал подробно. К счастью, пострадавший сразу пошел правильным путем, но высокой степени тернистости на этом пути никто не отменяет.

Сначала он долго выяснял, что, собственно, за имплантат ему поставили. Оказалось, что предприятие, производящее такие изделия, расположено в городе N. Все указывало на то, что без серьезной юридической поддержки не обойтись. Группа юристов, взявшаяся защищать интересы инвалида, который чуть не потерял ногу, направила запрос на предприятие-производитель. Там решительно от всего открестились, заявив, что их продукция качественная и пострадавший сам виноват, потому что сломал имплантат, видимо, неправильно эксплуатируя его. Пришлось привлекать независимую материаловедческую экспертизу. Назначена она была, кстати, по постановлению суда. В ходе исследования выяснилось, что предоставленный для исследования целый заводской имплантат был гораздо прочнее сломавшегося. Более того, «свой», поставленный, не содержал на себе надписей о предельных нагрузках. На вопрос о том, как врач должен определять прочность имплантата и соотносить его с весом пациента, который может весить и 40 килограммов, и 140, в судебном заседании ответа получено не было. Всплыло еще несколько фактов, которые адвокаты использовали в пользу истца. В результате суд встал на сторону пострадавшего и постановил выплатить всем виновным сторонам положенную компенсацию, в том числе – за моральный ущерб. Разумеется, отдельной статьей шли выплаты на длительный период восстановления пациента.

Пока шел суд, в адвокатский штаб правозащитников, которые вели дело, поступило множество звонков от жителей региона, которые рассказали похожие истории. Оказывается, некачественные имплантаты из города N ставились многим рязанским пациентам, но они проявили гражданскую пассивность, стерпели, чего, конечно, категорически делать нельзя. Речь идет не только о борьбе за здоровье, но и о наведении порядка в сфере здравоохранения.

Контролировать систему «сверху» достаточно трудно, особенно когда никто не жалуется. Вывод: свыкаться с таким положением дел нельзя.

С чеком – в ОМС

Случается, в медицинских учреждениях намекают на «плату за услуги», которые предусмотрены списком услуг бесплатных. Пару лет назад одному рязанцу люди в белых халатах настоятельно советовали передать определенным лицам несколько десятков тысяч рублей. Будучи человеком юридически подкованным, он согласился, но попросил чек и расходный ордер. Его не поняли. Он пояснил, что потом с этими документами он пойдет в Фонд обязательного медицинского страхования и, предъявив их там, спишет эти свои расходы. Ведь у него был не только полис ОМС, но и список всех услуг, которые он может по нему получить. Операция, за которую с него требовали деньги, в этот список входила. Ответная реакция была интересной. Пациента вызвали к главному врачу, который извинился перед просвещенным пациентом и пояснил, что тот врач, который занимался вымогательством, работает у них недавно и ничего не понимает, а сама операция будет сделана незамедлительно и бесплатно. Этот случай – пример того, как принципиальная позиция простого потребителя может резко повернуть ситуацию в другое русло.

Правила оказания платных медицинских услуг – особый раздел законодательства, защищающего права потребителей. Во главу угла поставлены качество и безопасность. Очень часто наши люди отдают врачам деньги, а взамен не получают желаемого эффекта, но доказать ничего нельзя, потому что на руках нет даже простых кассовых чеков. Прежде чем платить за медицинскую услугу, надо потребовать от лечебного учреждения договор, смету, квитанцию, оформленную как положено, а также перечень врачебных рекомендаций. Все это облегчит адвокату защиту прав пострадавших в суде. До заседания может и не дойти, если медики понимают: пациент непрост и права свои знает. Проще сделать по закону, чтобы не было далеко идущих юридических и, кстати, кадровых последствий.

С договором – к адвокату

Примером такой защиты пациента можно считать следующий случай. Пациента приготовили к платной операции глаз в одной из московских клиник, положили бинты и тут же подсунули под руки планшет с бумагой и дали ручку: якобы подписать кое-какие документы. После операции наступили осложнения, и тут медики начали ссылаться на то, что никакой ответственности они не несут, и все из-за той подписи, которую больной поставил с закрытыми бинтами глазами. На этот случай срабатывает особое положение закона. Оно говорит, что в момент заключения договора любой клиент, к кому бы он ни обращался, не является компетентным лицом и не может нести ответственность за последствия подписывания каких-либо документов в полной мере. Действительно, пациент – это же не медицинский эксперт. Он может не знать ничего об устройстве глаза, но страдать от этого не должен. Суд всегда принципиально исходит из того, что у потребителя не может быть специальных знаний, позволяющих до заключения договоров и предъявления денег адекватно оценить качество предоставляемых товара или услуги. Если наступают неприятные последствия, то присуждается полная компенсация всех затрат на их ликвидацию. А это – оплата длительного и дорогостоящего лечения после осложнений. Это правило работает даже тогда, когда договор умышленно не заключается недобросовестным поставщиком услуги.

Освободить медика от ответственности может по закону только то, что пациент сам нанес себе ущерб, или некачественное лечение было проведено по причине «непреодолимой силы», которая помешала доктору делать свое дело. Это еще предстоит доказать в суде. Попробуйте вообразить себе подобную историю. Обычно такого не бывает. Ну и в заключение добавим: и медикам, и их пациентам надо почаще заглядывать в закон о защите прав потребителей в последней редакции, где сказано, что самое главное право потребителя – это право на информацию. Тогда и ошибок будет меньше. И с той, и с другой стороны.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 242 (5036) от 25 декабря 2015 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Состав Рязанского РГО увеличился
Новички представляют свои идеи и проекты
Лада Петрова
Дорога в облака
Рязанская федерация воздухоплавания отметила 25-летие
Лада Петрова
Читайте в этом номере: