05:04 МСК
Четверг
23 / 11 / 2017
1620

И в этнографии есть место подвигу

Сохранение своих корней, традиций может спасти сельскую местность и ее культуру
Автор фото: Сергей Ларин | И в этнографии есть место подвигу
Фото: Сергей Ларин.

В наше время, когда, как говорят ученые, происходят определенного рода цивилизационные сдвиги – например, массовый наплыв в Европу беженцев, из которых многие не желают принимать новый для них уклад жизни и ее ценности, все большее значение для каждого народа приобретают вопросы: кто мы? Почему у нас именно такие традиции? Какова их роль?

В Рязани, как и в других российских городах, существует областной научно-методический центр народного творчества, задачей которого является сохранение нематериального культурного наследия нашего края и развитие самодеятельного творчества. Как и кем выполняется эта работа? Только специалистами? Или процесс сохранения этнографических особенностей (а этнография – это быт, жилища, пища, костюмы, обряды, традиции наших предков) идет из самих глубин народных, что особенно ценно в век телевизоров и компьютеров? Такие вопросы я задала директору Рязанского областного научно-методического центра народного творчества, заслуженному работнику культуры РФ Елене Михайловне Шаповской, и вот что она ответила:

Е.Ш. – Процесс этот, можно сказать, обоюдный. В 91-м году на один из наших зональных смотров детских фольклорных коллективов приехали старшеклассники из ермишинского татарского села Азеева, которые с таким блеском представили свою национальную концертную программу, что все были потрясены. Азеевские школьники прошли на областной смотр, и хотя они явно не дотягивали до высокого уровня исполнительского мастерства (не было у них профессионального музыкального руководителя), жюри присудило им одно из призовых мест. В самом селе это восприняли с большим энтузиазмом: раз отметили, значит, это важно и нужно. Через какое-то время в Азееве появился взрослый этнографический коллектив, потом там провели районный этнографический праздник – Сабантуй.

А сегодня этот праздник стал региональным, собирает до пяти тысяч гостей из разных российских мест.

Р.В. – Этнография – это наука, требующая специальной подготовки. К тому же сегодня трудно себе представить, чтобы собралась, скажем, группа сельчан, и кто-нибудь предложил: «Давайте споем песни, которые наши деды пели»…

Е.Ш. – Да, к сожалению, сельские жители не всегда понимают, что они являются носителями традиционной культуры. И мы, помогая им организовывать досуг, всячески стараемся донести до них важность данной мысли, и все делаем для того, чтобы народные произведения сохранялись в репертуарах концертов художественной самодеятельности, чтобы проходили конкурсы фольклорных, аутентичных коллективов. Огромным подспорьем в этом деле является созданная в начале 90-х годов в рамках выпускаемого с той поры «Рязанского этнографического вестника» антология музыкально-обрядового фольклора Рязанской области…

Р.В. – Когда я слышу об этом издании, мне приходит в голову слово «подвиг»…

Е.Ш. – Да, это настоящий подвиг. Прежде всего главного редактора издания Вячеслава Васильевича Коростылева, который задумал и осуществил дело большой государственной важности. Это огромная, проделанная с большой любовью и самоотверженностью, работа профессора Московской государственной консерватории Натальи Николаевны Гиляровой, сотрудников института этнологии и антропологии РАН, Института мировой литературы и других. Они изучали этнографию Рязанского края по разным направлениям, в результате чего получился труд, подобный которому может представить далеко не каждый регион.

В 2016 году мы рассчитываем выпустить уже 60-й том Этнографического вестника. А для обучения сельских самодеятельных коллективов на издательском материале мы располагаем шестью дисками аутентичного фольклора Рязанской области, хронометраж которых составляет 10 часов!

Наталья Николаевна Гилярова, которая, кстати, имеет рязанские корни, у нее отец из Михайлова, начала записывать рязанский фольклор еще с 60-х годов прошлого века. Но ведь и было что записывать! Народ, несмотря ни на что, хранил свою культуру.

Р.В. – Елена Михайловна, а как вы пришли к этнографии? Вы случайно не из деревни родом?

Е.Ш. – Нет, я родилась и большую часть своей жизни живу в Рязани, в пределах, так сказать, «Театрального кольца». Училась в школе №43 на улице Есенина, ходила во Дворец пионеров, который на той же улице. Пела там, танцевала. Потом училась в нашем институте культуры и, еще не окончив его, уехала вместе с мужем в Орловскую область, в поселок Залегощь, куда его распределили в качестве врача. Как работник районного Дома культуры ездила по деревням и селам, организовывала художественную самодеятельность, и тут до меня, может быть, впервые дошло, что очень часто люди в той или иной местности стараются себя выразить по-своему. Предлагаешь, например, номера осовременить, внести и них театральность. И слышишь в ответ: «А мы так делаем». Рекомендуешь, как одеться, а тебе говорят: «У нас есть костюмы». Но что больше всего иногда убеждало в «особости» данной местности, это (улыбается) застолье после концерта. Что обычно в таком случае на столе появляется? Ну бутерброды, тортик… «У нас так не принято», – говорили хозяева, и после этого мы начинали постигать этнографические особенности в полной мере: подают тебе, например, как-нибудь «по-тамошнему» томленое или запеченное в печке мясо, или по-особому сваренную кашу…

Р.В. – Этнография часто удивляет. Возвратившись однажды из командировки в поселок Лесной Шиловского района, я написала статью под названием «Зачем мужику сарафан?» Тогда я впервые встретилась со школьником Пашей Сериным, который увлекался этнографическим поиском и исследованием. Когда он закончил школу, органы образования и ваш центр помогли ему получить высшее образование, поступить на работу в институт этнологии и антропологии РАН. Как сейчас у него дела?

Е.Ш. – Павел учится в аспирантуре, в настоящий момент проходит стажировку в Оксфордском университете. С нами у него постоянная связь. Он участвует в наших научных конференциях, и в будущем мы рассчитываем на него как на серьезного специалиста-этнографа. Не так давно Павел принимал участие в телепередаче «Россия, любовь моя!», которая идет по каналу «Культура», и очень обстоятельно и интересно представил свой родной край, Р­язанщину.

Р.В. – У сельской культуры сейчас появилось много технических возможностей для распространения знаний о себе, своего развития. В то же время население в сельской местности сокращается, здесь закрываются учреждения культуры, содержание которых убыточно. Как в таких условиях заботиться о своих корнях, традициях?

Е.Ш. – Сейчас в нашей области много значения придается развитию туризма. Нам постоянно задают вопрос: можно ли найти что-то интересное для туристов в том или ином муниципальном образовании? В таких случаях я с уверенностью говорю: интересное есть везде и везде оно, как правило, связано с местной традицией. И если мы ухватим эту связь, станем ярко ее преподносить, развивать, привлекая квалифицированных специалистов разных отраслей, в том числе работников культуры, мы сослужим селу добрую службу.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 32 (5073) от 26 февраля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Неделя глазами экспертов
Накопительная часть – правопреемникам
Читайте в этом номере: