11:53 МСК
Четверг
22 / 02 / 2018
1253

Искусство молчания

В галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» начала работу выставка живописи и графики Андрея Молчанова, посвященная 110-летию со дня рождения автора

Художник, чтобы победить плоскость, должен увидеть большой свет и большой мрак. И те, кто пренебрегают тенью в живописи, никогда не достигнут признания просвещенных в искусстве. Об этом говорил Леонардо да Винчи.

Но Андрей Молчанов, несмотря на любовь к творчеству выдающегося художника, пренебрегал этим советом. На протяжении всей своей жизни он писал картины без падающих теней, следуя закону древнейшей школы иконописи: «У Бога нет тени: свет во тьме светит и тьма не объемлет его».

Пейзаж – любимый жанр творчества Молчанова. Художник часто сплавлялся по Оке, а завидев живописное место, бросал якорь и начинал рисовать прямо в лодке. Его кисть окуналась только в спокойные краски, не отяжеляя картины яркими вычурными пятнами. Работы Молчанова – это гармония, тихая красота. Они лишены сомнения, сложного эмоционального порыва.

Андрей Молчанов получил прекрасное образование. Он окончил Ленинградский художественно-педагогический техникум (1932 — 1936), после которого посещал вечерние курсы Всероссийской академии художеств в Ленинграде, где обучался у К.С. Петрова-Водкина. Более 20 лет он преподавал историю искусств и цветоведение в Рязанском художественном училище, постоянно совершенствовал себя в творчестве: осваивал новые материалы, инструменты, живописные приемы. Однако при жизни Андрей Николаевич не участвовал в выставках, отказывался давать интервью. Молчанову не требовалось внимание зрителей. Творчество было его внутренней потребностью, он работал для себя. К тому же он был очень скромным человеком.

Прошедший Великую Отечественную войну, Молчанов в своих студентах видел в первую очередь детей, осиротевших после страшных сражений. Несмотря на небольшую зарплату, он всегда старался поддержать своих подопечных материально. Однажды купил пальто пареньку: тому совершенно нечего было носить в зябкое осеннее время. А студентам, которые пытались вернуть деньги, он всегда говорил: «Голубчик, вы что-то путаете, вы мне уже отдали долг!»

На занятиях он никогда не давил на студентов, не диктовал. Он умел тонко и ненавязчиво стимулировать их к дальнейшему росту.

– Бывало, стоишь перед законченным холстом, думаешь, что выложился на сто процентов, а он подходит сзади, хлопает тебя по плечу и говорит: «Надо бы еще поработать», – вспоминает художник Анатолий Ларюнин.

И студенты, немного придя в себя, начинали выяснять, что нужно исправить. А тем, кто опускал руки или ленился, Андрей Николаевич говорил: «Что это вы бросили? Вам сам Репин бы позавидовал. Жалко губить такую картину недоработками».

Уникальные способности Молчанов проявил не только в искусстве. Он владел несколькими языками и сыграл вничью с чемпионом мира по шахматам Раулем Капабланкой, а его знаниями в области высшей математики был удивлен академик Борис Раушенбах.

Познакомиться с творчеством незаурядного рязанского художника можно будет до 15 августа.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 131 (5172) от 22 июля 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
На Оке
Иван Назаров
Читайте в этом номере: