15:49 МСК
Пятница
28 / 07 / 2017
1972

Агитация по правилам

Завтра в России начинается период предвыборной агитации в СМИ

Избирательная кампания по выборам депутатов Госдумы седьмого созыва, которые пройдут 18 сентября, в самом разгаре. В субботу, 20 августа, начинается важнейший ее этап – предвыборная агитация в средствах массовой информации. Именно на этом этапе избиратели знакомятся с предвыборными платформами кандидатов, определяют того кандидата или партию, за которых будут голосовать. Поэтому важно, чтобы предвыборная агитация проходила строго в рамках законодательства.

О предстоящем этапе и о том, какие нарушения правил агитации уже зафиксированы в регионе, в сегодняшнем выпуске «Я – избиратель» рассказывает заместитель председателя Избирательной комиссии Рязанской области, руководитель рабочей группы по информационным спорам при облизбиркоме Дмитрий БОКОВ.

Р.В. – Дмитрий Александрович, в какой период будет проходить предвыборная агитация в СМИ?

Д.Б. – Для ведения агитации в СМИ законом установлен 28-дневный срок. Официальная агитация в средствах массовой информации на выборах в Госдуму седьмого созыва начнется с 20 августа и продлится до ноля часов 17 сентября. Напомню, что в день, предшествующий дню голосованию, и в день голосования любая агитация запрещена.

Р.В. – Тем не менее облизбирком уже рассматривает жалобы на незаконную агитацию…

Д.Б. – Для политической партии общий агитационный период начинается со дня выдвижения кандидатов, списка кандидатов. Уже с того момента, как партия вступает в выборы и открывает избирательный счет, она должна соблюдать установленные законом требования к выпуску агитационных материалов. Все они должны быть оплачены из средств избирательного фонда, а один экземпляр обязательно направляться в избирком. Еще одно важнейшее требование – печатные агитационные материалы должны содержать все предусмотренные законом выходные данные. Малейшее несоблюдение этих условий может дать комиссии повод запретить распространение этих материалов, и тогда значительные средства окажутся потраченными впустую.

Р.В. – Много ли нарушений выявлено к настоящему времени?

Д.Б. – На данный момент в комиссию поступило более сорока жалоб, на которые мы стараемся оперативно реагировать. Большинство обращений приходит от граждан, но есть и обращения от политических партий. Характер жалоб разный. Одна бабушка написала, например, что ей надоели навязчивые агитаторы, и просила принять к ним меры. Многие заявители указывают на признаки незаконной агитации в средствах массовой информации: кто-то кого-то поздравил с днем рождения, кто-то о ком-то что-то сказал. При этом материал не содержит необходимых выходных данных, информации о том, что соответствующим образом оплачен. Однако закон четко указывает, что подобные публикации могут быть квалифицированы как предвыборная агитация только при наличии признака неоднократности, когда одно и то же СМИ в нескольких выпусках рассказывает о кандидате. У нас пока подтверждения таких фактов не было, надеемся, что и не будет.

Р.В. – Сколько представлений направлено комиссией в правоохранительные органы?

Д.Б. – К настоящему моменту в правоохранительные органы направлены материалы по семи жалобам. Подчеркну, что наша задача как избирательной комиссии – сделать так, чтобы было доверие к избирательной системе в целом и к существующему правовому полю. Мы должны не только возносить дамоклов меч, угрожать, наказывать, но и действовать превентивно, разъяснять, предупреждать. Мы проводили очень подробное обучение для всех участников избирательного процесса – председателей территориальных избирательных комиссий, СМИ, политических партий, где разъясняли все новеллы в законодательстве, которые надо учитывать при проведении предвыборной агитации. К сожалению, не все приходили, поэтому вопросы остаются. И когда до нас доходят какие-то сигналы, мы в первую очередь связываемся с кандидатом, с партией, со СМИ и еще раз разъясняем им нормы закона, просим не допускать нарушений.

Р.В. – Какие средства массовой информации будут использовать кандидаты и партии для агитации?

Д.Б. – На этой неделе состоялась жеребьевка, в ходе которой между партиями и кандидатами распределили бесплатное эфирное время на радио и телевидении и бесплатную печатную площадь в периодических печатных изданиях. Участие в жеребьевке, как обычно, принимали государственные средства массовой информации: телевизионные и радиовещательные компании «Край Рязанский» и «Ока», которая вещает на телеканалах «Россия-1» и «Россия-24» и на «Радио России», из периодических печатных изданий – «Рязанские ведомости» и районные газеты.

Кроме того, в законе прописано, что государственные СМИ обязаны резервировать и платное эфирное время, платную печатную площадь для проведения партиями предвыборной агитации. Достаточно большой у нас список негосударственных СМИ, уведомивших комиссию о готовности размещать агитационные материалы в период проведения выборов в Госдуму. Я думаю, те предложения, которые сейчас есть на рынке, в полном объеме могут удовлетворить агитационные «аппетиты» наших кандидатов и политических партий.

Р.В. – Какими еще способами кандидаты и партии пытаются привлечь избирателей на свою сторону?

Д.Б. – Используются все способы агитации. Выпускается много листовок, брошюр, других агитационных печатных материалов. Сейчас многие активизируются в Интернете, ведут агитацию со своих личных страниц в сети, со страниц политических объединений. Особенно велика агитационная активность кандидатов, являющихся действующими депутатами Госдумы. Один из проблемных моментов, который не раз вставал перед комиссией, – о статусе, в котором они проводят публичные мероприятия. К нам поступали сигналы от граждан о том, что в разных районах области, в областном центре проходят несанкционированные агитационные мероприятия. Вопрос в том, проводит ли кандидат встречу с избирателями как депутат Госдумы или это агитационное мероприятие с прямыми призывами голосовать за него, с использованием атрибутики партии, звукоусиливающей техники, транспорта. Во втором случае по сути это настоящий митинг, и если кандидат на нем говорит, что он действует как депутат, это, наверное, не совсем правильно. О проведении митинга надо предварительно уведомлять органы исполнительной власти в соответствии с законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Закон един для всех, и в каком бы статусе ты ни был, его нужно уважать.

Р.В. – Дайте совет: как же нам, избирателям, не растеряться в потоке обещаний, призывов и лозунгов, которые в течение месяца будут литься со всех сторон, и сделать правильный выбор?

Д.Б. – Прислушиваться, на мой взгляд, нужно к программным документам. Я считаю, что нужно обязательно следить за тем, что предлагают те или иные политические силы, кандидаты. Нужно реально понимать, насколько проработан программный документ, насколько они понимают текущую ситуацию, насколько их кадровый состав позволяет решать те задачи, которые они перед собой ставят.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 151 (5192) от 19 августа 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Неделя глазами экспертов
Итоги регистрации партийных списков и кандидатов на выборы в Государственную Думу ФС РФ седьмого созыва
Выборы в Госдуму 18 сентября 2016 года будут проходить по смешанной системе: 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу и 225 – по одномандатным избирательным округам. ...
Татьяна Железнова
Читайте в этом номере: