12:20 МСК
Вторник
30 / 05 / 2017
2647

Магазин – территория покупателя

Автор фото: Димитрий Соколов | Магазин – территория покупателя
Фото: Димитрий Соколов.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, магазины не пустеют. У народа – осенний покупательский бум. Родители школьников до сих пор докупают все необходимое к начавшемуся учебному году, на овощных развалах пенсионеры приобретают заготовки на зиму. Да и вообще еще не время для зимней «спячки».

Ответственность? Что это такое?

Но, зайдя в магазин, и тем более в крупный торговый центр, покупатели порой сталкиваются не с приветливыми продавцами и такими же ценами, а совсем наоборот, попадают в зону повышенной опасности. Кругом их подстерегают не только капканы скидок, распродаж и товаров по странным акциям, но и вполне реальная возможность расстаться с имуществом, испортить автомобиль, потратить процентов на тридцать больше, чем указано на ценнике, и много чего еще. Увы, торговые сети, гипермаркеты да и обычные небольшие магазинчики шаговой доступности не везде создают комфорт для покупателей и этим привлекают, а действуют в прямо противоположном направлении.

Порой нарушение прав граждан начинается прямо при входе, так как их встречает надпись вроде «Оставь надежду, всяк сюда входящий, на сохранность вещей в ячейках, потому что администрация ответственности не несет». При этом пронести в торговый зал вещи нельзя. Дверки в камерах хранения хлипкие, замки – стандартные, и их легко открыть гвоздиком. Это все равно, как если бы при входе на рынок всем предложили кинуть свои сумки в общую кучу и спокойно идти по своим делам. Но тут владельцы магазинов рассчитывают только на безграмотность посетителей. Вы когда-нибудь видели надписи об отсутствии ответственности в театральном гардеробе? Гражданский кодекс прямо требует организовать безопасное хранение вещей не только в магазинах, но и в парикмахерских, библиотеках, бассейнах и других общественных заведениях. За утерю вещи организация ответит перед судом. Главное в таких случаях – не стесняться и мгновенно вызывать полицию, чтобы она составила протокол. Но лучше все-таки ячейками хранения не пользоваться.

Не менее важно тщательно проверить машину на парковке возле супермаркета после возвращения из магазина. Мало того, что ее могут угнать, так как парковка фактически не охраняется, так еще может случиться ДТП с участием пустой тележки на колесиках. Этот передвижной механизм легко трогается с места сам под воздействием ветра, врезается в бока легковушек. Случаев таких много. Есть судебный прецедент, когда владелец пострадавшей машины отсудил у одного из рязанских гипермаркетов компенсацию. Юристы магазина заняли оборону, но судья им пояснил: если парковка обслуживается какой-то сторонней организацией, ответственность за подобные инциденты несет супермаркет. Это его торговые тележки не были своевременно собраны в специальном месте и сцеплены, именно в эту торговую точку приехал клиент, машина которого пострадала. Даже если человек ничего не купил и даже не успел зайти в магазин, он все равно клиент, так как по закону потребителем является не тот, кто оплатил товар, а любой человек, который только намеревается что-то приобрести. Всех их защищает закон о защите прав потребителей, который предполагает компенсацию нанесенного покупателю вреда в полном объеме. Данная категория дел подпадает под действие статьи 17 указанного закона, которая освобождает потребителя от уплаты госпошлины при подаче иска в суд.

Распродажа совести по акции

Когда в магазине вдруг начинается безудержный праздник, то есть распродажа, надо подходить к этому мероприятию с хитрым прищуром. Ведь по-настоящему приятные сюрпризы покупателям наши торговцы до сих пор не научились делать. Любая акция и распродажа проходят не только в нашу пользу. Как правило, по сниженной цене продается товар, который не был востребован. При этом мелким шрифтом на баннере делается пояснение, что товар, купленный по сниженной цене, обмену и возврату не подлежит. На самом деле все не так. Залежавшийся товар от своего долгого лежания в магазине не потерял своих потребительских свойств, а потому если его продают со скидкой, то это не значит, что нельзя предъявить претензии к качеству или комплектации. Можно, и еще как. А такие надписи на баннерах – это не что иное, как введение потребителя в заблуждение, то есть мошенничество.

У покупателей всегда есть полный набор прав. Даже если товар, к примеру – ноутбук или планшет, уценен за косметические недостатки, он обязан быть на гарантии, хоть и неполной, и основные его функции, ради которых совершается покупка, обязаны быть в наличии без оговорок. Если в товаре обнаружится однозначный брак, заводской или после ремонта, потребитель получит компенсацию от магазина, поскольку исход суда по таким делам заранее известен. Бывает так, что при покупке дорогой техники, к примеру – двухметрового в диагонали телевизора, в довесок идет «подарок», в виде более дешевого телевизора для кухни. Знайте, что этот приз все равно оплачен покупателем, поскольку его стоимость входит в цену основного товара. Бесплатных товаров на свете не существует. Более того, «подарок» обязан быть полностью исправным, безо­пасным, наделенным полновесной гарантией и всеми документами. А в гарантийный талон «приза» должны поставить отметку о продаже. Если продавец отказывается это сделать, смело отказывайтесь от покупки, поскольку такое поведение – явный признак недобросовестности торговца. Кстати, если вам говорят, что подаренный товар не подлежит возврату в случае выявленного брака, это откровенное вранье.

Разбить 12 литров виски вдребезги – это не страшно

Представьте себе, что вы идете между стеллажами и коробками с бутылками. Случайно задеваете рукавом одну из них, она падает на пол, разбивается вдребезги. А потом оказывается, что это было «Шато-Мерло» урожая 1963 года с восточного склона прованского холма. Определить сорт можно по тому, как раскрывается букет аромата над осколками. А занимаются оценкой стоимости лужи на полу, как правило, подбегающие охранники. После этого вам объявляют, что вы «попали» и должны компенсировать магазину убытки. Какие ваши действия? Растерялись? А опасности здесь никакой нет. Только юридическая безграмотность перепуганного посетителя магазина, который хоть и потребитель, а прав своих не знает.

– Бывали и не такие случаи, а более масштабные, – рассказывает правозащитник, руководитель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов, – однажды одна дама с длинным шерстяным шарфом прогуливалась по супермаркету в Рязани, и угораздило ее подойти к стоящей на полу банкетной бутылке французского шампанского, объемом литров на двадцать и соответствующей стоимости. Шарф обмотался вокруг бутылки, она упала и сразу разбилась. И кто же виноват в такой ситуации, кто заплатит? Закон говорит по этому поводу так: выкладка товара в магазине должна быть такой, чтобы жизни и здоровью потребителя ничего не угрожало. А падающие бутылки и разлетающиеся осколки – как раз такая опасность и есть. Торговля должна быть совершенной технически. Проходы – широкими, обеспечивающими возможность ходить между стеллажами с детскими колясками и детьми, которые, по малолетству своему, не должны попасть в беду. Ответственность за безопасность покупателя и товара в торговом зале несет однозначно торговая организация и больше никто. Только после того, как выбранный потребителем целый и нормальный внешне товар оплачен на кассе, ответственность за его сохранность переходит к покупателю.

Цена должна быть честной

Цена на полке с товаром одна, а на кассе совсем другая. Это уже стало привычным поводом к резкостям в адрес продавцов, хотя виноват в этом менеджмент магазина. К тому же наши торговые сети открыли новую форму унизительной сегрегации. Она не расовая и не национальная. Просто теперь все люди делятся на тех, у кого есть «наша карта», и на тех, кто заплатит процентов на 20 больше, потому что он – не постоянный клиент. При этом на ценниках указывается только одна, меньшая цена для «своих». Все это является административным правонарушением, и штрафы за такие неполноценные ценники выписывает Роспотребнадзор, куда можно пожаловаться. Кстати, его специалисты после сигнала сознательного гражданина могут вообще устроить внеплановую проверку всего супермаркета по всем правилам. А еще неверные цены нарушают права потребителя на полноту информации, и это уже повод для частного и очень выигрышного иска.

То же самое к­асается некомпетентности прода­вцов-консультантов, которые сознательно или в силу личного мракобесия обманывают покупателей, навязывая им хоть и качественный товар, но совсем не тот, который искал клиент. Тут ситуация может быть двоякая. С одной стороны, существует ответственность покупателя за то, что он сам выбирает. Надо внимательно читать технический паспорт перед покупкой мобильного телефона, микроволновки или стиральной машины. Есть перечень товаров, утвержденный правительством страны аж в 1998 году, которые не подлежат возврату в случае, если они качественные, но не подошли. В первую очередь это касается предметов гигиены, одежды, посуды и тому подобного. Если ненужный вам товар не входит в этот список, у вас есть право обменять его на другой, более подходящий. Но сделать это непросто. В письменном заявлении на имя руководства магазина надо обязательно указать, что первая покупка стала следствием некомпетентности продавцов‑консультантов. К ним обязательно примут меры, ведь от таких работников особого навара нет, а репутационные потери торговой сети ощутимые.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 171 (5212) от 16 сентября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
От пятницы до пятницы
Патефон поет о счастье
Каждый экспонат музея СССР в Рязани – со своей историей
Татьяна Клемешева
Читайте в этом номере: