21:12 МСК
Воскресенье
18 / 02 / 2018
1294

«Внеурочка» на старте

Государство стремится к тому, чтобы образование школьников было глубоким и всесторонним
Автор фото: Владимир  Проказников | «Внеурочка» на старте
Фото: Владимир Проказников.

Если кто-то с недоумением спросит: «Что это за «внеурочка» такая?» – ему можно будет смело сказать: «Да вы, батенька, не знаете новых школьных государственных стандартов». Для простого-рядового гражданина это простительно, у него и так от всех переделок и нововведений в школе голова идет кругом. А педагоги обязаны во всем разбираться, а чтобы было в этом на кого равняться и опереться, и учреждены в городах и сельских районах так называемые опорные школы. В одной из них – Милославской средней – мы недавно побывали и убедились, что необходимую ныне внеурочную деятельность («внеурочку») здесь развернули и с чувством, и с толком.

Углублять знания – обязаны

Надо честно сказать, что приехали мы в очень неподходящий для этого день, 31 августа, когда, как в каждом доме перед большим праздником, надо в самый последний момент обязательно что-то доделать. Но директор Нелли Александровна Кривобокова оказалась и в это время перед корреспондентами во всеоружии. Мы даже подумали: хорошо, что посетили школу до начала учебного года, потому что дальше ей, по словам директора, надо будет входить в достаточно напряженный ритм. После уроков, пообедав, дети снова придут в школу, теперь уже на курсы внеурочной деятельности. Некоторые результаты ее, полученные в прошлом учебном году, мы могли увидеть. Например, роботы, показывающие элементы движения и способные «видеть» с помощью электрозвукового датчика, домашнюю герань, выращенную из семечка… Одна из учениц поделилась с нами полученными на «внеурочке» знаниями о том, как определить предельно максимальный вес учебного ранца, исходя из собственного веса.

– Новые государственные стандарты, – привычно объясняет Нелли Александровна, – подразумевают обязательную внеурочную деятельность, направленную на определенные спланированные результаты и являющуюся составной частью основной образовательной программы.

По ее же словам, дополнительное образование в отличие от «внеурочки» – дело сугубо добровольное (хотя очень желательное), которое призвано организовать детский досуг, развивать способности и таланты.

Три года назад Милославская средняя школа одержала победу на областном фестивале экспериментальных площадок по новым федеральным стандартам и получила право вести за собой других. План внеурочной деятельности спланирован на пять лет. Сюда едут учиться не только милославские учителя, но и коллеги из других районов. Опыт школы убеждает: внеурочная деятельность – полезная задумка. Только вот извечная наша беда: намерение хорошее имеется, а денег для его воплощения нет.

И директор, и режиссер

На этот раз все серьезно. Д­енег из областного бюджета на материальное обеспечение всех пяти направлений «внеурочки» (художественного, социального, интеллектуального, физкуль­турно-оздоровительного, эколого-биологического) выделяется достаточно (в подтверждение нам открыли шкафы, набитые приборами и оборудованием). Строго поставлена проблема доступности всех возможных школьных благ для сельских детей. Милославская школа, помимо того что опорная, еще и базовая, у которой три филиала. Два из них – начальные школы. Внеурочная деятельность предусмотрена с самого первого класса. Поэтому сельских малышей после уроков везут на «вне­урочку» в Милославское. В школе на 550 человек шесть автобусов. Солидный школьный автопарк оплачивает из своей казны муниципалитет.

Деньги, как нам несколько раз повторили, есть, очень важно – разумно их использовать. Здесь, безусловно, помогает то, что у директора школы и преподавателя истории Н.А. Кривобоковой есть второе высшее образование – инженерное. Часто можно слышать, что современный руководитель школы должен быть эффективным менеджером. На мой взгляд, это не совсем так. Должны быть и расчет, и творчество – четкой грани между тем и другим в школе не может быть. Так же, как и, мне думается, между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием. Опыт школы показывает, что одно постоянно дополняет другое. Да и педагоги дополнительного образования ни за что не согласятся с тем, что им не надо добиваться «спланированных результатов», ведь они стремятся сделать из своих питомцев увлеченных, одухотворенных, патриотично настроенных людей.

Кстати, «рациональный» директор Нелли Александровна вот нас чем удивила: она, ко всему прочему, имеет и диплом курсов театрального режиссера. Дело в том, что, когда в школе задумали открыть театральную студию, оказалось, что руководить ею некому: «Человек, который это мог, ушел в декрет»… Вот и пришлось Нелли Александровне срочно осваивать новую профессию.

Дела театральные и другие

Театр в школе – это все. Помню, с первого класса мы, ученики маленькой деревенской школы, горели желанием «представлять». Потом мальчишки, повзрослев, начали этого стесняться, девочки, прикрыв кепкой свои косички, начали за них играть мужские роли.

Театральная студия в современной школе – это, конечно, не наш кружок. И даже не та студия, что может быть в учреждении дополнительного образования. В школе, по идее милославских педагогов, занятия театральным искусством должны быть, прежде всего, направлены на более глубокое освоение литературных произведений, знание истории. Этим видом внеурочной деятельности охвачены ребята с 5 по 8 классы. Играют «Недоросля» Фонвизина, «Последних свидетелей» Светланы Алексиевич… Но с возрастом театр может для кого-то потерять свою привлекательность. И тогда есть возможность перейти в видео­студию. Впрочем, к видеостудии подключена вся школа. Каждый вторник в большую перемену по школьному телевидению транслируются видеоновости, и каждый класс по очереди о­твечает за их подготовку.

В школе намерены открыть вторую видеостудию (оборудование для нее уже закуплено), которая станет снимать и показывать злободневные социальные ролики (о вреде курения, наркомании, опасности терроризма). Со временем, возможно, образуется свой «Клуб кинопутешествий», ведь ребята часто бывают в различных поездках. В прошлом году, например, каждый класс посетил один из районов Рязанской области, чтобы увидеть его достопамятности. Свой район дети тоже хорошо знают, как и его замечательных людей – в первую очередь, защитников Отечества. В школе есть краеведческий музей «Человек ХХ века». Его руководитель Марина Андреевна Сабаева показала нам некоторые, поистине уникальные, экспонаты.

Ожидание пространств

При всем размахе деятельности милославских учеников и педагогов им не хватает пространств... Школьных. Это и не удивительно. Учебное заведение было построено много лет назад в качестве скромной «семилетки». При ее маленьком спортзале пришлось приспособить для занятий спортом один из классов. О школьном стадионе и говорить не приходилось… До недавних пор. Теперь его сооружают рядом со школой на ее собственном небольшом участке земли. Помогает в этом горнообогатительный комбинат «Мураевня».

Есть у школы и другие помощники, друзья. Когда юные самбисты выезжают на соревнования за пределы района, зрители с некоторым удивлением смотрят на их тренера – в кимоно и с окладистой бородой. В союзниках у школы по «внеурочке» и настоятель храма Сергия Радонежского в Милославском отец Сергий – он же председатель семейного школьного клуба Сергей Васильевич Леонтьев.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 171 (5212) от 16 сентября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Музыкальное созвездие
Группа «Feelin’s» под руководством Геннадия Филина приглашает на международный концерт
Собственная информация
По-плохому не получится
За превышение полномочий коллекторов будут сажать в тюрьму
Читайте в этом номере: