07:19 МСК
Вторник
12 / 12 / 2017
1059

Тихая любовь к Руси

В Рязани открылась «есенинская» выставка картин Анатолия Титова
Автор фото: Татьяна Клемешева | Тихая любовь к Руси
Фото автора.

Поклонников творчества Сергея Есенина много и в России, и во всем мире. Разумеется, для каждого человека его поэзия разная: кто-то видит в этих строках, прежде всего, щемящую любовь к природе и людям, кто-то – лихость и жизненные метания лирика. Разным предстает перед нами и село Константиново – разнотравным, умиротворяющим, по-русски строгим. Но народному художнику России Анатолию Титову удалось передать в своих работах тот есенинский дух, который даже в самом Константинове чувствуешь не сразу. Это дух сосредоточенного, теплого покоя, когда хочется «все любя, ничего не желать». И потому у картин, выставленных в Музее истории молодежного движения, хочется задержаться как можно дольше.

Экспозиция посвящена памяти не только старого Константинова (работы созданы в 1960-е годы), но и самого Анатолия Михайловича, которого не стало в октябре прошлого года. Организовать выставку помогала вдова Титова Людмила Максимова, которая долгие годы помогала живописцу во всем. Это собрание – еще и дань уважения: художник лично отбирал полотна, объединенные есенинской темой, и именно в таком виде выставка побывала в музее-заповеднике С.А. Есенина, а также в музее поэта в Москве.

Рядом с картинами на этой выставке со зрителем происходит то, что один из современных прозаиков называл «чувством мгновенного, пронзительного узнавания». Только закоренелый горожанин, житель стеклянно-бетонного мегаполиса, не признает в полотнах Титова чего-то очень личного и близкого – цветов в дворовом палисаднике или извилистых тропинок, ведущих к речке, где ты купался на каникулах. Мягкие, беззвучные вечера на сизых улочках с одноэтажными домиками, гроздья рябины на крыльце, зовущие подойти и прикоснуться к частице осени – все это родное для каждого из нас, для любого, кто хоть раз бывал на родине Есенина или жил в деревне.

Но полотна Анатолия Михайловича манят не только этим. Гость выставки, которому больше 25-30 лет, легко вспомнит Константиново тех лет. Каждая работа художника – запечатленный миг сельской жизни полувековой давности, и вдвойне отрадно, что эти виды до сих пор почти не изменились. Глядя на картины, хочется сберечь такой уклад жизни как можно дольше – и можно только гадать, сбудется ли это желание, ведь все вокруг нас меняется…

И если не учитывать все философские смыслы и коллективную память о поэте и его родине, это просто очень красивые работы. Любовно выписанные, реалистичные полотна, где каждый цветок, облако или дом выглядят ровно такими, как в жизни. Здесь нет невообразимо ярких цветов или сложных композиций: Анатолий Титов сохранил для потомков саму русскую жизнь, добавив к этим сохраненным фрагментам свою искреннюю любовь. И чувство это настолько же тихо, скромно и чисто, насколько и сильно.

Экспозиция «Я последний поэт деревни…» будет открыта для посещения до 18 октября.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 181 (5222) от 30 сентября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Вопрос–ответ
Людмила Иванова
Читайте в этом номере: