01:59 МСК
Вторник
25 / 04 / 2017
1141

Неопалимое вдохновение

Член Союза художников России Галина Сметанина воплощает народные мотивы в керамике
Автор фото: Татьяна Клемешева | Неопалимое вдохновение
Фото автора.

Глина, вода, огонь и непрерывный труд – вот жизнь настоящего художника-керамиста. Вселенная Галины Сметаниной уже очень давно кружится вокруг постоянного поиска новых идей и их воплощения. Созданные ею диковинные звери, птицы и люди удивляют своей нереальностью и одновременно жизненной правдой. Ведь источник вдохновения художницы – народное искусство, которое не имеет границ.

Возрождение технологий

Мастерская, в которой работают Галина Сметанина и ее муж, художник-живописец Анатолий Ларюнин, находится в центре Рязани. Комнаты кажутся необычайно солнечными и золотятся от дневного света, причем в них довольно просторно, несмотря на обилие вещей. Здесь живут картины, скульп­туры и море эскизов и материалов для творчества. Но в деревне Галине Александровне творить лучше: там есть дровяная печь, обжиг в которой придает изделиям совершенно уникальные краски. «Мы в деревне – как санитары: принимаем в качестве дров для обжига и заборы, и старые доски, что угодно», – смеется художница.

Технология обжига в дровяной печи, которая дает волшебные цвета, проста и сложна одновременно. Изделия обжигают 6 – 7 часов, и когда температура внутри достигает 1050 градусов, в топку бросают куски резины, а затем печь очень плотно закрывается. В обжиговой камере создается восстановительная газовая среда, при которой глазурь на медной основе приобретает различные оттенки красного цвета. Словом, без знания химии не обойтись.

Дома и на выезде

Сказочные животные и орнаментальные композиции на необычных изделиях создаются в очень простой атмосфере. Себя и мужа Галина Александровна называет «утренними художниками»: для нее встать в 7 утра – уже поздновато, а супруг к этому времени может написать первый рассветный деревенский этюд. Там, в тишине и спокойствии, художница создавала вазы, прорезные светильники, птиц и ангелов, которые стали основой ее персональной выставки в Скопине. Экспозиция стала украшением VI Международного фестиваля гончаров.

«Для меня это стало большим экзаменом. Триста профессиональных керамистов и искусствоведов съехались на фестиваль – и все смотрят мои работы! Я очень волновалась», – признается Сметанина, а ведь это была шестая персональная выставка художника. И все удалось, за эту выставку она получила Гран-при!

Необыкновенные работы Галины Сметаниной находятся в музеях России и украшают частные коллекции любителей искусства из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. «Это дает стимул работать: ты видишь, что твои вещи интересны и ценны», – делится художница. А изделия, которые ждут своего часа, живут в творческой мастерской. Я замечаю внушительное, больше метра высотой, «дерево» с трубочками-ветками, по бокам которого скачут кони и олени, плывут рыбы, мелькают яркие орнаменты. Говорю Галине Александровне, что такое неплохо держать в офисе, чтобы вставлять внутренние записки. Она смеется: «А мы с друзьями на Новый год наряжаем это дерево вместо елки».

Магия огня

Каждый керамист – немного волшебник. Вот и Галина Александровна владеет магией: создает необыкновенные горящие инсталляции – монументальные огненные скульптуры. Умеет это и ее брат Андрей Задерий, керамист из Омска. Для церемонии закрытия VI Международного фестиваля гончаров в Скопине он вылепил скопу – символ города. Мы смотрим видеоролик: керамическая птичья фигура, устремленная вверх, озаряется пламенем, выходящим прямо из ее узорчатых глубин. Огненные язычки кажутся настоящими перьями, а фонтаны искр, улетающие в ночное небо, превращаются в звезды. Но, как сказали бы Василисы Премудрые из известного советского мульт­фильма, всему можно научиться – даже волшебству.

Изделие возводится на кирпичной топке, а затем оборачивается огнеупорным одеялом. Обжиг дровами длится несколько часов и завершается волнующим и захватывающим событием: на самом пике подъема температуры с раскаленной до огненно-желтого цвета скульптуры снимают «одеяло». Такой эффектной и сияющей она предстанет перед зрителями только однажды – в момент своего рождения. Но для этого при создании скульптуры мастер должен учесть массу нюансов – словом, побыть некоторое время и инженером, и архитектором, и кочегаром. А еще периодически подкидывать опилки в чудесное пламя или менять направление движения огня.

Художница надеется на то, что ей удастся показать такое представление и в Рязани – у нее уже был опыт подобной работы в Суздале, Ялте и в Черногории.

Традиция и случай

Случай водит рукой Галины Александровны, когда из стопки эскизов она выбирает один-два для работы, а затем трудится до полной отдачи. «Бумажки лежат годами, а затем р-раз – и вытащишь, и вспомнишь давно забытые мотивы, которые сейчас очень кстати». Такой же случай определяет, какие у готового изделия будут цвета глазури: обжиг порой дает непредсказуемые результаты, и зеленый может обернуться красным, а матовая текстура – перламутровой.

В то же время основной стиль работ у скульптора один – любимый ею народный. «Безымянное искусство» Сметанина ищет повсюду – в фольклоре, в книгах, на выставках, в видах родного края. Ее герои – девицы за прялками, всадники, сказочные существа и животные (правда, они тоже выглядят немного невероятно). Все они водят хороводы вокруг «родовых» деревьев, поют песни и радуются жизни в природе и в труде – очень простой и очень красивой. И художнице вдвойне отрадно, что ее любовь к исконно русской простоте разделяют другие.

Родные души

Общение с друзьями и близкими для художницы – отрада. Давно знакомые люди, многие из которых тоже занимаются керамикой, каждый раз радуют ее чем-то новым. Жаль, что эти встречи происходят реже, чем хотелось бы. Но в приоритете у каждого творческого человека – его труд. Даже на отдых Галина Александровна с мужем не может поехать «просто так»: «Собираемся на море. Обещаю себе, что буду только плавать и гулять, ничего больше. А муж удивляется: «Как, мы даже этюдники с собой не возьмем?»

Другой вопрос – критика. Сметанина не возражает, когда близкие ей по духу люди делают замечания по ее работе. Советы она принимает не только от мужа и друзей, но даже от детей. «Они все очень тонко и точно подмечают», – убеждена художница.

Впрочем, почувствовать родственную душу в Галине Сметаниной очень просто: от этого человека исходит свет доброты и искренней любви к своим корням и делу. И именно это порождает волшебство – неважно из какого материала.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 181 (5222) от 30 сентября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Короткой строкой
Вячеслав Астафьев
Классный, уличный, домашний
Подростки выбирают своего литературного героя
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере: