18:42 МСК
Воскресенье
25 / 06 / 2017
989

Книга и судьба

Малая родина для писателя – как его мать, которая всегда примет и никогда не забудет
Автор фото: Владимир Проказников. На фото: Юрий Николаевич Юциков
Фото: Владимир Проказников.
На снимке: Юрий Николаевич Юциков

Юные старатели

Скопинский район – малая родина Сергея Крутилина. Здесь, в селе Делехове, он родился, учился. В годы после смерти писателя директор местной школы, коренная жительница села Раиса Михайловна Посадская увлекла педагогов и детей краеведческой работой «по Крутилину», она очень хотела, чтобы учебное заведение было названо именем земляка. С.А. Крутилин был в советской стране, как говорит народ, «большой шишкой». Он являлся не только автором крупных произведений о деревне, одно из которых, роман «Липяги», удостоился Госпремии РСФСР, но и создателем трилогии о Великой Отечественной войне, других произведений. К тому же состоял в правлениях Союзов писателей СССР и России, занимал видные общественные посты, получил три государственные награды.

Но при всем этом мечта директора не осуществилась. Наверное, отчасти и оттого, что время стало меняться, ведь Крутилин умер в самом конце советской эпохи.

В 2007 году Делеховскую школу закрыли, а всех ее обитателей перевели в Павелецкую школу №1. Вот здесь-то одна умная девочка – Майя Джумаева – под руководством бывшей учительницы Делеховской школы Надежды Алексеевны Чуриловской написала краеведческую работу, в которой обобщила все те связанные с жизнью и творчеством С.А. Крутилина материалы, которые по крупицам, как старатели золото, собирали дети и учителя.

М. Джумаева давно закончила школу, Р.М. Посадской и Н.А. Чуриловской уже нет в живых, но их совместный труд хранится в краеведческом музее Павелецкой школы №1. Он также опубликован в Интернете, и я имела возможность прочитать эту интересную работу, взять из нее некоторые сведения для своей статьи. Экран компьютера познакомил меня и с исследованием о «Липягах» скопинской школьницы Олеси Ульяновой (теперь студентки). Ее руководитель Надежда Павловна Елисеева, желая, чтобы труд юного краеведа не оставался только на бумаге, сделала методическую разработку урока, посвященного писательским приемам и методам, которые были использованы в работе над романом.

Ко всему тому, что сделано школьными краеведами для сохранения памяти о своем незаслуженно забытом земляке, можно относиться только с горячим одобрением. Их труды наверняка вносят что-то новое в копилку исследований и находок взрослых скопинских краеведов.

Мы тоже, отправляясь в путь, лелеяли надежду вдруг что-то найти…

Все дороги ведут в школу

По пути из Липягов в Павелецкую школу №1, где планировалось осмотреть музей, мы не могли миновать Делехово – да и не было у нас, естественно, такого желания. А когда, поднявшись по дороге, увидели храм с обновленным куполом и неподалеку двухэтажное запущенное и обреченное здание школы, я, приблизительно вспомнив первую страницу «Липягов», подумала: наверное, именно это соседство и имел в виду писатель: «Теперь на месте церкви – это рядом тут, напротив школы – буреют заросли репейника: еще лет тридцать назад церковь разломали и из остатков кирпича воздвигли на окраине села ферму под шиферной крышей. А сельский Совет совсем недавно переехал в соседнее село, в Хворостянку»…

Относительно Хворостянки: скорее всего, писатель «сделал» ее из Хворощевки – мы недавно проезжали мимо указателя с таким названием. А вот что касается таких упомянутых объектов, как церковь и школа, то здесь тянет на размышления. Кто мог представить себе в крутилинские времена, что церкви не разрушать, а воздвигать и восстанавливать станут? А многие здания сельских школ будут стоять, как в Делехове, пустыми и никому не нужными. Впрочем, в последнем я, как позже выяснилось, ошибалась.

Музей в Павелецкой школе №1 посмотреть не довелось. Зато директор Надежда Петровна Тырновец привела нас в актовый зал, где висели картины местного художника-любителя Юрия Николаевича Юцикова. Его хорошо знают в Рязанском областном центре народного творчества, где четыре года назад устраивали ему персональную выставку. Юциков – участник многих коллективных выставок в своем районе и области, и это он написал как бы по мотивам «Липягов» цикл картин под названием «Ракиты» и привозил их сюда для показа школьникам (о чем я узнала из краеведческой работы).

«Юрий Николаевич, – говорит директор, – на общественных началах сотрудничает с нами, помогает облагородить школу. А еще он собрал интересный музей»… Мы выражаем желание побывать в нем. Нам дают телефон, мы звоним… И получаем от Юрия Николаевича приглашение приехать все к той же Делеховской школе. Здесь встречаемся. Говорим о намерении осмотреть экспозицию, художник предупреждает, что здание школы (теперь это частный объект) находится в аварийном состоянии. «Пойдете?» – спрашивает он. Отступать нам некуда.

Территория «ненужностей»?

«Я – сталкер, проводник по загадочным и опасным территориям – как у братьев Стругацких», – говорит Юрий Николаевич, когда мы идем по узкому коридору какой-то хозяйственной пристройки. Он указывает за окно: «Вот бывший школьный сад, где и моя яблонька растет, которую, уж не помню, сколько лет назад посадил…»

То, что названо музеем, занимает нежилые теперь классы. Тон задают многочисленные работы Юцикова, прежде всего, портреты: «патриотов-печальников», писателей-деревенщиков, защитников Родины и веры, любимых бардов России, землепроходцев и других одержимых разного рода благородными страстями людей. Здесь же пейзажи южных краев (автор когда-то жил в Крыму, не принимая украинского гражданства), Сибири и Заполярья (Юциков успел побывать и там). Собраны также предметы, создающие «антураж ушедшей жизни». Коллекции предметов советской эпохи сейчас не редкость, но у Юцикова в качестве экспоната – и холщовая школьная сумка, наверное, столетней давности, и еще какие-то старинные предметы крестьянского обихода. Что касается советской поры, то, как говорит Юрий Николаевич, у него в планах – собрать самодельные книги, которые тогда делали некоторые авторы. Пишущая машинка, опасная бритва тоже из того времени, но это особенное, когда-то принадлежавшее Крутилину. Юциков через жену в родстве с писателем, хоть и неблизком, но на этом нисколько не акцентирует, подчеркивая, как дорого ему все в этом месте, названном им «духовным центром имени Сергея Крутилина».

Увы, на всем собрании, припорошенном осыпающейся с потолка штукатуркой, лежит печать заброшенности и ненужности. Юциков об этом сам горько сожалеет, показывает из окна второго этажа на сельский Дом культуры, который, как говорит, почти всегда пустует, но директор его не хочет никакого музея. Хорошо еще, что самое ценное находится у Юцикова дома: например, альбомы, посвященные прототипам литературных героев Крутилина, начиная с ХIХ века…

Ковчег духовности

«Кому нужен сейчас этот Крутилин – его время ушло!» – могут искренне сказать любители чтения, и все же так утверждать опрометчиво: жизнь сложна. В 90-х годах многие радовались, что пришел конец «колхозному рабству», а потом мы не знали, что делать с тысячами гектаров заброшенных земель. В тех же Липягах мне говорили: «Мы бы ни за что сами из хозяйства не ушли, но создалась такая обстановка, что оно не могло выжить».

Так или иначе, все это (включая творчество С.А. Крутилина) – наша история, которую мы должны принимать и понимать, на ее осознании строить дальнейшую жизнь. Нельзя воспитывать молодежь в уверенности, что, как иногда пишут, в советской литературе ценна лишь горстка диссиденствовавших авторов, а все остальные – бездари, конъюнктурщики и сатрапы, которые всех давили.

Глубинка, которая часто бывает мудрее и справедливее столиц, должна проявлять заинтересованность в поддержании и защите памяти о своих талантах.

Почему бы, к примеру, в Милославском районе не издать книгу стихов В.Веркина… Ведь при жизни этот автор удостоился только маленькой самодельной книжицы (о существовании подобных как раз и напоминал нам Юциков). Если не хватит на это бюджетных денег, то неужели не найдется спонсора?

Что касается музея, собранного Юрием Николаевичем, то, конечно, надо найти ему достойное применение. Какое – скопинцам знать лучше. Думаю, не часто встречается такое явление, как Юциков, страстно представляющий нам лики действительно высоких людей: Шукшин, Распутин, Крутилин, Рубцов, Есенин… «Малая родина – ковчег духовного спасения», – гласит надпись в его музее. Что-то в этом есть.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 181 (5222) от 30 сентября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Право на труд
Люди с ограниченными возможностями здоровья могут стать хорошими специалистами
Ольга Трубушкина
Музыкальный хоровод
Рязанцы смогут познакомиться с творчеством ведущих народных хоров и мастеров авторской песни
Вероника Шелякина
Читайте в этом номере: