13:03 МСК
Среда
18 января 2017 года
Яндекс.ПогодаПикс
Каждое пятое ДТП на территории Рязанской области происходит из-за несоблюдения скоростного режима Соперником рязанского гроссмейстера Дмитрия Андрейкина на международном шахматном турнире станет Рихард Раппорт из ВенгрииСотрудники рязанской детской библиотеки посетили маленьких пациентов ОДКБ им. Н. В. Дмитриевой За сутки на дорогах Рязанской области произошло 69 ДТП За сутки в Рязанской области зарегистрировали 30 преступлений и происшествий В Рязани открылась новое помещение налоговой инспекции Из-за ремонта на водопроводе жители ряда домов Рязани остались без холодной водыВ Рязанской области продолжат выплачивать населению компенсации за ЖКУБолее миллиона штрафов на сумму, превышающую 600 миллионов рублей, вынесли по материалам систем фиксации нарушений правил дорожного движения, установленным в Рязанской области В Рязанской области злоумышленник украл оборудование для водопроводного колодца Министр труда и занятости населения Рязанской области Юлия Рокотянская обратилась к работодателям региона с просьбой организовать временную занятость несовершеннолетним гражданамВ Рязанской области выявили нарушение миграционного законодательства Две талантливые девочки из Рязани вошли в число призеров Всероссийского творческого благотворительного проекта «Поколение М» «Рязанские ведомости» оказались знатоками кино Ночью с улиц Рязани вывезли 2907 кубометров снега Тело мужчины подняли из водоема в Рязанской области Детские и молодежные организации Рязанской области должны работать теснее Сегодня хоккейный клуб «Рязань» сыграет с тюменским «Рубином» Рязанский областной театр драмы приглашает на премьеру комедии «Клинический случай» В Рязанской области следователи установили личность мужчины, тело которого было обнаружено в реке Проне Аварийно-опасные участки автодорог в Рязанской области будут внесены в перечень для первоочередной работы по снижению количества ДТПВ Рязани иномарка столкнулась с маршруткой За неделю в Рязанской области подешевели капуста, гречневая крупа и подсолнечное масло, но подорожал картофель В Рязани сбили пешехода На заседании правительства Рязанской области губернатор Олег Ковалев вручил региональные награды
01.10.2016
Просмотров: 1499
№182 (5223) |
Четвёртая полоса

Екатерина Мечетина: «Могу угадать музыканта в человеке по глазам»

23 сентября Рязанская областная филармония открыла 78-й концертный сезон. Первым музыкальным событием стал концерт губернаторского симфонического оркестра, который исполнил второй концерт Рахманинова и пятую симфонию Шостаковича. Это первое оркестровое выступление из шести запланированных в абонементе «Академия», а посвящен он 110-летию со дня рождения Д. Шостаковича.

Гостьей и солисткой в этот вечер стала пианистка, лауреат международных конкурсов и премии Президента РФ Екатерина Мечетина. «Рязанские ведомости» обсудили с Екатериной Васильевной, чем «женская» манера игры отличается от «мужской», как лучше всего приготовиться к выступлению и чем новое поколение пианистов отличается от прежнего.

Классика – часть жизни

Р.В.Вы уже выступали в Рязани или для вас это впервые?

Е.М. – Я не первый раз в вашем городе, но, увы, не могу вспомнить, что и когда играла (смеется). Впрочем, для этого у меня есть специальная тетрадь…

Р.В.А зачем она нужна? Для учета?

Е.М. – Скорее для составления программы, чтобы не повторяться. Ежегодно я готовлю как минимум одну сольную программу, и они всегда разные. А что касается выступлений с коллегами или с оркестрами, то в каждом отдельном случае все обговаривается с организаторами и дирижерами. И, конечно, стараемся учитывать пожелания публики. Второй концерт Рахманинова я играю очень часто, и слушатели его очень любят. Год назад я исполняла его в Москве и даже в Луганской филармонии.

Р.В.Во всем мире поклонники классической музыки отмечают сейчас день рождения Дмитрия Шостаковича. А насколько лично вам нравится его музыка?

Е.М. – Совсем недавно играла его концерт в Симферополе на фестивале «Бархатные встречи». Очень люблю его произведения, да и, по статистике, это один из самых исполняемых композиторов мира. Эта музыка – часть моей жизни, в том числе личной. Хотя я вообще считаю, что вся музыка создается только так – мелодия не берется откуда-то из ноосферы, а рождается в переживаниях. И если исполнителю удается настроиться на волну этих переживаний, у него получится добиться резонанса и с публикой, и с автором.

Профессия начинается с детства

Р.В. Если говорить о вашем детстве, почему вы выбрали для занятий именно фортепьяно?

Е.М. – Я выросла в семье музыкантов: моя мама пианистка, а отец играет на виолончели. Поэтому в доме стояло пианино, и еще совсем маленькой я подходила к нему и неосознанно наигрывала мелодии, подбирала звуки. А уже в более взрослом возрасте, когда я поступила в Центральную музыкальную школу Москвы и начались концерты и конкурсы, я поняла, что у меня неплохо получается (улыбается).

Р.В.Вы умеете играть еще на чем-то, кроме фортепьяно?

Е.М. – Лет в 10 – 11 я вдруг испытала острейшее желание играть на скрипке. Около полугода я сама пыталась ее освоить, а затем «предъявила» результаты папе. У него были очень удивленные глаза. «Может, мы отдали тебя учиться не на тот инструмент?» – сказал он мне. Но было поздно. Все-таки человек, который с детства занимается чем-то одним, меняется в эту сторону. Наверное, я смогу угадать музыканта, даже если он еще не сказал мне ни слова о себе – по выражению его глаз.

Р.В.Может, у вас есть какой-то особый ритуал или примета, как вести себя перед выступлением?

Е.М. – Ну, сегодня я сделала все как раз так, как не надо. Утром у меня были два занятия с учениками, а потом я четыре часа ехала за рулем в Рязань… Но с Сергеем Сергеевичем (Оселковым, дирижером Рязанского губернаторского симфонического оркестра. – Р.В.) мы уже играли эту программу год назад, поэтому рискнули репетировать прямо перед концертом.

Вообще перед выходом на сцену нужно забыть обо всем и думать только о музыке. У меня был случай, когда весь концерт за моей спиной висела проекция фотографии С. Рахманинова. То, что он наблюдал за мной, накладывало дополнительную ответственность. Но и вдохновляло!

Польза традиций

Р.В.Вы не только гастролирующий пианист, но и педагог (Екатерина Васильевна преподает в Московской государственной консерватории. – Р.В.). Меняется ли, по вашему мнению, стиль и методика преподавания музыки?

Е.М. – Главное достоинство русской музыкальной школы, на мой взгляд, то, что мы ничего не меняем. Не идем на поводу современной тенденции заигрывания с публикой. И сохраняем традиции. В Китае 150 миллионов детей учатся играть по методам русских педагогов, поэтому нам не стоит отступать от собственных наработок.

Что же касается детей, то они, конечно, бывают разные. Но главное в хороших музыкантах – увлеченность своим делом.

Р.В.Чувствуете ли вы, как влияет на вашу работу и мир классической музыки Интернет? Помогает он или мешает?

Е.М. – Я всегда радуюсь, когда люди подходят после концертов и говорят: «Мы не думали, что классика может быть нескучной!». И первое впечатление они составляют именно по видеозаписям в Интернете, а потом уже приходят послушать вживую. Это большой плюс.

Интернет, конечно, сейчас влияет на все: я, например, приехала сюда с навигатором. Еще одна большая радость для меня и коллег – абсолютно любые ноты, доступные всегда и везде. В студенческие годы приходилось ходить в библиотеки и фонотеки, бегать к ксероксу… То разнообразие записей, которое есть в Сети, – большое подспорье.

Р.В.Многие критики и журналисты отмечают вашу «мужскую манеру игры». А может ли исполнение быть женским или мужским?

Е.М. – Знаете, есть словосочетание «женщина-пианист», и оно звучит в профессиональной среде довольно часто. При этом словосочетания «мужчина-пианист» просто нет! Это, конечно, глупо: пианисты ведь не певцы, у которых голосовой диапазон отличается и зависит от пола. Хотя чисто статистически женщин, которые играют на фортепьяно, на сцене намного меньше, чем мужчин.

Разумеется, я сама себе с детства задавала эти вопросы: есть ли эта разница и как играть серьезные произведения, когда на тебе банты и платье с розочками? Но потом я нашла для себя выход. Нужно быть естественной. А силу физическую в нашем искусстве всегда можно заменить силой душевной.

Беспросветный индивидуализм
Димитрий Соколов
Как музей учить помогает
Школьная Есениниана хорошо вписалась в современные педагогические технологии
Читайте в этом номере:
№ 7 (5294) от
18 января 2017
В свежем номере
Самое читаемое
за неделю за месяц за год

© Рязанская областная газета «Рязанские ведомости», 2001-2017

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

К оплате подписки принимаются карты
Система Orphus

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru