09:42 МСК
Суббота
03 декабря 2016 года
Яндекс.ПогодаПикс
В Рязани инспекторы ГИБДД совместно со слабовидящими школьниками провели акцию «Внимание! Слепые пешеходы!» Житель Рязанской области украл у соседа холодильникВ Рязани состоялся праздник, приуроченный к Международному дню инвалидовВ Рязанской области разыскивают очевидцев ДТП Рязанец стал одним из победителей всероссийского фестиваля «Русские рифмы»В Рязани изменятся правила парковки на одной из улицПродукция Рязанской нефтеперерабатывающей компании – лауреат всероссийского конкурса В Рязани обсудили тему мусораВ рязанской библиотеке имени Горького состоялась патриотическая акция, посвященная Дню неизвестного солдатаВ Рязани более 70 машин спецтехники задействованы в работе по очистке дорог от снегаРязанские активисты ОНФ пообещали держать на контроле исполнение поручения Президента, прозвучавшего в посланииВ Рязанской области состоялась просветительская акция «Звезды космонавтики», посвященная 160-летию К.Э. ЦиолковскогоСегодня в Рязани воссоздан рубеж обороны начала декабря 1941 годаВ Рязанской области легковушка столкнулась с грузовикомВ Рязани полицейские изъяли «синтетику»Ведущие столичные эксперты по туризму поделились опытом работы с рязанским коллегамиВ Рязанской области подвели итоги смотра-конкурса на лучшую организацию шефской работы в системе образованияВ Рязани прошел Праздник открытых сердец Волк спел с козлятами в рязанском театре кукол Рязанских библиотекарей призвали переводить в цифровую форму важные документы краеведческой тематики С «Музеем в чемодане» познакомились юные читатели рязанской областной детской библиотеки В Рязани, в актовом зале гостиницы «Ловеч», прошла областная научно-практическая конференция, посвященная Всемирному дню качества и Европейской неделе качестваРязанцам вручили государственные и региональные наградыВ ряде домов по одной из улиц Рязани временно отключили холодную воду Академия ФСИН России стала победителем чемпионата ФСИН России по самбо среди образовательных организаций, прошедшего в Рязани
01.10.2016
Просмотров: 1000
№182 (5223) |
Третья полоса

Три жизни дома с мезонином


09-30-03 Совсем недавно ушла из жизни Татьяна Даниловна Шестакова – театральный критик, сценограф, публицист. Ее хорошо знали в Рязани. Многообразие ее умений и увлечений позволяло проявить себя в самых разных сферах – театре, кино, на телевидении, в преподавании студентам. Татьяна Даниловна – светлый, жизнелюбивый, творческий человек, согревала своим присутствием жизнь многих. И вот ее не стало.

Недавно журналист Алла Тарасова принесла в редакцию сценарий Татьяны Шестаковой, написанный в 2009 году. Фильм по нему так и не сделан. Но мы решили опубликовать эту работу с небольшими сокращениями. В ней живо то, за что мы любили Татьяну Даниловну Шестакову – неравнодушие, достоинство, оптимизм этой сильной и красивой женщины.


Три эпохи, три жизни старинного особняка, в котором расположен сегодня мемориальный музей выдающегося русского художника-гравера, академика Императорской Академии художеств Ивана Петровича Пожалостина, составляют «стержень» этого занимательного документального повествования.

Воспитанник сиротского пансиона в Троицкой слободе под Рязанью Ваня Пожалостин был одарен от природы «отличной способностью к рисованию». Его рекомендуют директору Рязанской гимназии Ф.И. Шиллингу, который допускает крестьянского мальчика в рисовальный класс гимназии. По окончании пансиона начальство определяет Ивана Пожалостина помощником волостного писаря в село Солотча, где и начинается его самостоятельная жизнь. Семнадцатилетнего красивого парня быстро признают на селе женихом и вскоре женят на местной девушке, дочери иконописца Евфросинье Заварзиной.

Но о талантливом юноше не забыли: в Солотчу приходит запрос из Министерства государственных имуществ о предоставлении ему права на учебу в Академии художеств в Петербурге. Иван едет в Рязань, где его экзаменуют, предложив скопировать карандашом икону Спасителя итальянской школы живописи. Виртуозно выполненный рисунок решает его участь.

Ивану Пожалостину шел 21 год, когда, проделав нелегкий путь, он оказывается «полудикарем» в Санкт-Петербурге. Его принимают стипендиатом Императорской Академии художеств. Он становится учеником известного гравера, профессора Федора Ивановича Иордана. В начале второго года пребывания в академии студент Пожалостин уже переведен, минуя все сроки, в последний натурный класс. Ф.И. Иордан искренне радуется успехам своего подающего большие надежды ученика.

Известную гравюру «Несение креста Спасителем» с живописного оригинала Луиджи Караччи Пожалостин начинает в 30 лет. Три года упорной работы, в которой он видит для себя высокий нравственный смысл. За это произведение в 1871 году художник получит звание академика Императорской Академии художеств и предложение поехать за границу на 6 лет. После тяжелых раздумий он уезжает в Париж.

Совершенная, ювелирная техника гравирования Ивана Пожалостина вызывала восхищение у художников русской колонии и французских мастеров. А он – учит язык, бродит по Парижу, посещает Лувр, заглядывает в эстампные магазины и художественные галереи. Интересуясь современными способами гравирования, знакомится со знаменитым французским гравером Полем Жирардэ. Друзья советуют ему не возвращаться в Россию. С мыслями о семье Пожалостин вернется через 2 года, в 1874-м.

По возвращении в Россию начинается пора творческого расцвета. За гравюру с картины В. Перова «Птицелов» И.П. Пожалостин удостоен Высочайшей благодарности от императора Александра II. Для журналов «Отечественные записки», «Русская старина», книжных издательств он создает серию мастерски выполненных гравюр-портретов выдающихся русских политических деятелей, писателей, художников, задумывает главный труд своей жизни – гравюру с картины А. Иванова «Явление Христа народу».

Но этот блестящий период его жизни будет трагически омрачен: разрыв со своим бывшим учителем, ставшим ректором академии Ф.И. Иорданом, унизительные интриги, зависть коллег. Звание профессора Иван Петрович получит лишь в 1892 году, уже после смерти Ф.И. Иордана. И.П. Пожалостин лишится должности профессора гравирования, своих учеников, возможности получать ничтожную пенсию, оставаться в Петербурге для окончания гравюры «Явление Христа народу» – работы, которая в роковом для художника 1892 году близилась к завершению.

Выйдя в отставку, художник вынужден переселиться из Петербурга в провинциальную Рязань. Ради учебы своих внучек в гимназии, семья проводит зиму в Рязани, а лето в Солотче, в своей усадьбе. Пожалостин пытается работать: «Явление Христа народу» – гравюра, на которую ушло 12 лет жизни, не окончена. Но «работа валится из рук» – напишет он в последних главах своих воспоминаний – «энергия во мне убита».

В ночь под Рождество 7 января 1910 года уйдет из жизни последний из мастеров граверного искусства в России ХIХ столетия Иван Петрович Пожалостин. Его похоронят на кладбище Спасского монастыря Рязанского кремля. Могила сохранилась. Евфросинья Алексеевна переживет мужа на 11 лет и тихо угаснет, оставив хозяйками дома двух дочерей – овдовевшую Екатерину и «вековушу» Александру. Свой последний приют она обретет на родном сельском кладбище в Солотче.

При советской власти сестры Пожалостины живут скромно и тихо. Свои преклонные годы они проводят вдвоем, среди немногих сохранившихся реликвий отцовского дома. Но осталась богатая библиотека, сестры щедро выдают книги на руки солотчанам. Их участие в просвещении сельских жителей не останется незамеченным. В 1921 году рязанский Губисполком примет решение о национализации дома гравера-академика И.П. Пожалостина в Солотче и передаче его под охрану Губнар­образа.

Летом 1930 года писатель Константин Паустовский приезжает в село Солотча, еще не зная, что свяжет свою жизнь на долгие годы с этим лесным краем. В Солотче он сразу же обратит внимание на большой деревянный дом с мезонином, на стене которого прибита медная доска с гравировкой «Дом профессора Императорской Академии художеств Ивана Петровича Пожалостина». Позже в своей книге «Золотая роза» К. Паустовский напишет: «Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах».

Так начнется вторая жизнь дома с мезонином. Солотча станет «литературным гнездом» для многих писателей того времени. Здесь создаст свое лучшее произведение «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Рувим Фраерман. В доме с мезонином Аркадий Гайдар начнет работать над повестью «Судьба барабанщика», завершит рассказ «Чук и Гек», здесь родится замысел «Тимура и его команды». «С радостью выдыхать из себя чад московской литературной жизни» сюда станут приезжать А. Платонов, К. Симонов, А. Фадеев, Г. Шторм, А. Роскин, В. Гроссман, С. Бондарин.

В 1940 году умирает старшая дочь Пожалостина Екатерина Ивановна. Ее дочь Евгения погибнет в блокадном Ленинграде 1943 года. Оставшись одна, младшая дочь Александра Ивановна просит писателей купить у нее дом с усадьбой. Купчая состоится, отныне дом и усадьба будут принадлежать писателям Р. Фраерману и К. Паустовскому.

Осенью 1949 года в письме К.Федину из Солотчи Паустовский напишет: «Вчера ночью умерла в полном одиночестве, в пустом доме старушка Пожалостина. И мне, чужому человеку, пришлось закрыть ей глаза». На похороны своей тети Александры Ивановны Пожалостиной – последней владелицы солотчинского дома, приедет дочь старшего сына художника Мария Петровна. Она увезет гравюры и архив своего деда в Ленинград и передаст их Русскому музею. В фондах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, несомненно, ждет своего часа семейный архив художника-гравера из Солотчи.

В конце 60-х ленинградские кинодокументалисты снимут фильм «Дорога к Черному озеру» (режиссер Ю.Ф. Рябов) о пребывании писателя К. Паустовского в Мещере. В нем можно увидеть редкие кадры Солотчи и пожалостинского дома с мезонином. В те же годы часть дома с усадьбой переданы Рязанскому областному художественному музею, начинаются работы по реставрации мемориального объекта.

Но посторонние люди, игнорируя решение от 1921 года о национализации дома гравера-академика И.П. Пожалостина, захотят присвоить усадьбу в личную собственность. Дважды в музейной половине дома вспыхивает пожар, который удается погасить. Третий пожар, уничтоживший строение полностью, произойдет в ночь под Рождество, с 6 на 7 января 1970 года. Две даты: смерти художника и его дома – совпадут.

Сотрудники музея, осмотрев пепелище, констатируют, что дом восстановить нельзя. Лишь у ворот останется стоять на черной земле вековой дуб, посаженный руками Ивана Петровича Пожалостина. Вопрос о восстановлении сгоревшего дома и об организации дома-музея И.П. Пожалостина был поднят рязанскими краеведами, активистами, прессой в 80-е годы.

Борьба за мемориальный дом, за создание музея продолжалась 20 лет. И только в 1995 году реставрация усадьбы была включена в план подготовки к 900-летию Рязани. На старом фундаменте по сохранившимся чертежам и фотографиям был восстановлен дом с мезонином, ограда по всей усадьбе, ворота, беседка, сарай, наземная часть колодца в саду, посажены деревья, разбит цветник. Жители Солотчи принесли в музей сохранившиеся предметы быта пожалостинского дома, редкие вещи, принадлежавшие самому художнику.

6 июня 1992 года в солотчинской усадьбе состоялось открытие Дома-музея академика И.П. Пожалостина. Это событие совпало с двумя датами: 155-летием со дня рождения художника и 100-летием со дня рождения К.Г. Паустовского. Так, благодаря усилиям энтузиастов, началась третья жизнь дома с мезонином.

В наши дни имя И.П. Пожалостина носит областной художественный музей г. Рязани, в фондах которого хранятся многие произведения художника. В доме-музее проводятся ежегодные «Пожалостинские дни». Здесь организуются экскурсии, выставки художников, литературные и музыкальные вечера, встречи краеведов и музейных работников.

Могучий дуб с ветвистой кроной по-прежнему стоит у тесовых ворот деревянного дома с мезонином.

Татьяна Шестакова, 2009 г.

Статья опубликована в номере 182 (5223) от 01 октября 2016
1 октября – Международный День пожилых людей
Самый спортивный университет
Кубок победителя региональной межвузовской спартакиады вручен РГУ имени С.А. Есенина.
Михаил Скрипников
Читайте в этом номере:
№ 226 (5267) от
03 декабря 2016
Такое кино
Все тайны «неравного брака»
в одном видео
Новый проект портала «Культура.РФ»
Читайте
в свежем номере
Сбор средств на восстановление Николо-Бавыкинского монастыря

© Рязанская областная газета «Рязанские ведомости», 2001-2016

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

К оплате подписки принимаются карты
Система Orphus

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru