01:34 МСК
Среда
24 / 05 / 2017
705

Будущее занято или временно недоступно

Давно известно; когда человеку морально или психологически тяжело, он в первую очередь идет в магазин. Покупки, конечно, не делают нас счастливее. Но поскольку другие заменители антистресса требуют жизненного тонуса (например, занятие спортом), а его-то как раз не хватает, то люди ударяются в вещизм. В странах, где рост потребления стал чуть ли не национальной идеологией, над шопоголиками как только не издеваются. То просят прийти на распродажу в одних трусах, и тогда гарантируются скидки, то запускают в торговые залы по команде, и тут уж кто кого переборет за обладание востребованным товаром. Достаточно посмотреть видеокадры с предновогодних распродаж в Америке, чтобы преисполниться чувством стыда за современную цивилизацию.

И у нас открытие супермаркетов с недавних пор сопровождается столпотворением. Правда, в толпе в основном пожилые, которые вынуждены экономить каждую копейку, и скидки в день открытия – хороший рекламный ход.

Не веришь своим глазам, когда видишь толпу молодых людей, штурмующих московский ГУМ. Что дают? Кто крайний? Оказывается, «выкинули» айфоны последней модели. Старт продаж собрал небывалое количество покупателей даже для этого знаменитого универмага, заставив опытных продавцов вспомнить времена дефицита. Цена модного гаджета доходит до 100 тысяч рублей. Места в очереди, говорят, продавались. За попадание в первую десятку покупателей якобы платили 25 тысяч рублей. Это уже не просто желание купить новинку, а вопрос статуса, какой давали когда-то импортные джинсы с лейблами известных американских и европейских фирм, видеомагнитофоны, мебельные стенки, японские автоматические зонты, кассетные стереомагнитофоны… Сколько мечтаний и грез вызывали эти вожделенные вещи у скромных советских тружеников, сколько слез в очередях проливалось, сколько времени тратилось на их добывание, какие хитроумные товарные цепочки выстраивали спекулянты! Рязанец Игорь Крысанов даже книгу написал о джинсах под названием «Коттон из Хошимина» – остроумная и увлекательная вещь о временах заката «прекрасной эпохи». И уж не этот ли дефицит ту эпоху сгубил? Ведь младореформаторы, взявшие курс на развал Союза и приватизацию, набирали идеологических сторонников из числа неудовлетворенных потребителей. Вот отдадим всю промышленность в частные руки, и магнитофонов будет просто завались!

Где сейчас эти вещи? Лежат на полках в музее СССР, открывшемся в конце августа в Рязани, и вызывают улыбку посетителей. Взрослые ностальгируют (у меня эта штука тоже была!), дети не понимают, что прикольного находили их далекие сверстники в настольном хоккее. Правильнее было бы назвать это собрание экспонатов все-таки музеем быта СССР, потому что надежду на лучшее будущее не для избранных, а для всех (с нее и начиналось строительство социалистического государства) в музей сдавать рано. СССР остается на всей земле брендом, который был и будет узнаваем во все времена. В отличие от вещей, которые никаких памятников после себя не оставляют. И вот я думаю: о чем, о какой-такой эпохе будут вспоминать люди будущего, глядя на допотопный айфон-7 под стеклом в музее? О том ли, что это было время безумной погони за статусом при отсутствии понимания человеческого предназначения и справедливости общественного устройства? Или о том, что люди прошедших эпох не могли быть счастливы с такими отстойными гаджетами? Жаль, что мои современники, уткнувшиеся в телефоны, ничего об этом сказать не могут. Айфон упрямо выдает одну фразу: «Будущее занято или временно недоступно».

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 185 (5226) от 06 октября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
В память о разведчике
В средней школе № 106 г. Сасово состоялся урок патриотического воспитания
Собственная информация
Метод пчелы
Читайте в этом номере: