05:06 МСК
Пятница
24 / 11 / 2017
788

С неба звездочка упала

Рязанец Александр Потапов собрал более двух тысяч народных и авторских частушек
Автор фото: Димитрий Соколов | С неба звездочка упала
Фото автора.

Говорят, что русские частушки – уникальный жанр фольклора, нет ему аналогов во всем мире. Происходит слово «частушка» от слова «частить», то есть быстро плясать, притоптывать, дробить ногами. Возможно, кто-то посчитает этот жанр низким, не достойным профессиональных литераторов. И будет не прав. Известно, что поэтический дар Сергея Есенина получил мощную подпитку устным народным творчеством, а сам он говорил: «Стихи начал писать, подражая частушкам». В них – душа народа, правдивые чувства и выражение общественного настроения.

На фестивале «Читающий мир» в областной библиотеке им. Горького гости не могли пройти мимо стенда издательства «Узорочье», где обращала на себя внимание книга известного поэта и краеведа Александра Николаевича Потапова «Ах, ты, русская частушка!». Я тоже долго не мог выпустить ее из рук – до того ядреные попались мне четверостишия. Сотрудники библиотеки рассказали, что этот сборник, объединивший под одной обложкой частушки разных времен, пользовался огромной популярностью на книжном фестивале в Москве «Красная площадь». Книжку расхватали за пару часов, а те, кому ее не хватило, подбегали и спрашивали, когда подвезут. Для профессиональных исследователей фольклора книга и впрямь представляет немалый интерес, ведь Потапов отдал собиранию рязанских частушек несколько десятилетий своей жизни. А вот и сам автор подходит к прилавку. Начинаю расспрашивать, откуда у него возник этот интерес к собирательству коротких песенных миниатюр. Александр Николаевич вспомнил свои детские годы, проведенные в селах Шацкого района – Польном Конобееве и Лесном Конобееве. Рассказал о сельских застольях, сопровождавшихся пением частушек, причем некоторые из них рождались прямо по ходу пляски, представляя собой шуточный ответ на чей-то частушечный запев. Поведал о своем отце, души не чаявшем в старинной гармошке, звучавшей в их доме долгими зимними вечерами. А когда отец вышел на пенсию, сельчане нередко просили его: «Ефимыч, ты хоть сыграл бы нам что-нибудь». Ему уступали самое удобное место на лавочке, и отец запевал свою любимую песню: «Ты помнишь, милка дорогая, как я ходил к тебе гулять…»

Песенно-частушечное творчество сельчан вдохновило Александра еще в детском возрасте на собственные стихи. Потом фольклор отошел на задний план. Интерес к нему вспыхнул с новой силой, когда Потапов начал ездить в журналистские командировки по районам области. Неповторимые образцы народного творчества Александр Николаевич записывал и сохранял «на всякий случай».

Большой вклад в коллекцию рязанских частушек сделали читатели газеты «Голос». Был в Рязани такой профсоюзный еженедельник, издававшийся в начале 90-х, и Александр Потапов его редактировал. Вместе с корреспондентом Валентином Мамонтовым они придумали рубрику «Отдушина», и частушки в редакцию стали поступать из разных районов области. Львиная их доля потом вошла в раздел сборника «Частушки времен демреформ», продемонстрировав, что устное народное творчество не какая-то книжная архаика, оно живо и развивается, пока жив народ. «Кстати, выявилась такая особенность общественного мнения, – замечает Потапов, – абсолютно все присланные в редакцию частушки потешались над Ельциным и проводимыми реформами, в то время как на телевидении говорили о необыкновенной популярности первого президента России. Нам было ясно, что народ совсем другого мнения и о нем, и о переменах».

Александр Потапов рассказал, что недавно решил навести порядок в своих бумагах и обнаружил в старом портфеле тетради, блокнотные листочки и самодельные карточки с частушками. Потом перелистал подшивку «Голоса». Набралось около двух тысяч метких народных куплетов. На целый сборник!

Оставалось только восхищаться, с какой непосредственностью, удовольствием отзывались авторы частушек о временах варварской приватизации, псевдорыночных реформах, о превращении жуликов в народных избранников, о шоковой терапии.

Берегитесь, мать, отец,
Милые родители:
К нам пришел стабилизец
В облике грабителя.

И эта смелость – несмотря на генетическую память, сформированную государством! Лихие частушечники и плясуны, продолжатели скоморошечьих традиций, отправлялись за свои откровения на Колыму. Вот что поведал Александр Потапов: «Однажды я зашел в издательство «Молодая гвардия», в редакцию популярного в те годы альманаха «Поэзия», которым руководил Старшинов, и застал там свою землячку – поэтессу Нину Краснову, которую Николай Константинович «по-старшински» опекал. Спустились в буфет выпить кофе. Уселись за столик. Наш старший товарищ и наставник «оседлал своего любимого конька». И завел разговор о частушках:

– А вот я знаю такой случай, когда за одну-единственную частушку мужик получил такой солидный гонорар, что ого-го… – и в глазах у Николая Константиновича заиграли лукавые огоньки.

– Какой? – удивились мы.

– Два года за строчку, – вполне серьезно ответил Старшинов.

И Николай Константинович поведал печальную историю о том, как в суровые сталинские времена на одной из гулянок парень блеснул яркой частушкой:

Ой, калина, калина!
Нос большой у Сталина –
Больше, чем у Рыкова
И у Петра Великого!

Среди односельчан нашелся кто-то слишком бдительный, настрочил донос, и в итоге бедолага частушечник получил восемь лет лагерей – действительно, по два года за строчку…»

Отцовскую гармонь Александр Потапов хранит в родительском доме. Редкая гармонь, так называемого русского строя. Растягиваешь мехи – извлекаешь одну ноту, стягиваешь – другую. Наведывались к Александру Николаевичу разные гости, предлагали продать редкий музыкальный инструмент. Но разве можно продать память?..

Разве можно проститься с инструментом, под задорные мелодии которого народ страдал и радовался, сражался и побеждал?

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 186 (5227) от 07 октября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

В Азербайджане открылась выставка из фондов Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

Метод пчелы

Конкурс «Золушек», фотозагадки и признание в любви мамам

Там, где бывал поэт
В Азербайджане открылась выставка из фондов Государственного музея-заповедника С.А. Есенина
По материалам официального сайта Правительства области
Идти вперед, верить в мечту
В портфолио молодой рязанской актрисы Юлии Сериной уже несколько ролей в самых популярных телевизионных сериалах последних лет
Светлана Максимова
Читайте в этом номере: