лизинг
16:27 МСК
Вторник
17 / 10 / 2017
692

Григорий Сиятвинда: «В детстве я слушал сказки на пластинках»

Любимый зрителями цикл концертов «Сказки с оркестром», представленный Рязанской филармонией, открылся выступлением актера театра и кино Григория Сиятвинды. Заслуженный артист России, выпускник Высшего театрального училища им. Б. Щукина, актер Российского государственного театра «Сатирикон» им. А. Райкина, Григорий Дэвович удостоен Государственной премии России в области литературы и искусства за исполнение ролей классического и современного репертуара (2003). На сцене филармонии он прочел две сказочные истории Р. Киплинга – «Рикки-Тики-Тави» и «Кошка, которая гуляла сама по себе». Перед выступлением артист рассказал о любимых сказках, работе в театре и силе воображения.

 – Насколько для вас ново художественное чтение под музыку?

Г.С. – Я уже пробовал делать это, но все равно считаю себя начинающим чтецом. Только-только пристраиваюсь к этому жанру, и мне он кажется очень интересным и многогранным. Любопытная вещь.

 – А как вы попали в рязанский проект?

Г.С. – Меня пригласили еще в Москве. Выбор сказок, кстати, тоже не мой – Киплинга мне предложили. Но я согласился с удовольствием. Хотя, если бы мне доверили самому выбирать какие-то из его сказок, я покопался бы поглубже (улыбается). Все-таки у него масса историй, которые не так известны.

Кстати, я сам в детстве слышал сказки Киплинга в прочтении артистов. И теперь невольно ловлю себя на подражании, на попытке воспроизвести то, что понравилось мне тогда. Например, «Кошку, которая гуляла сама по себе» я знаю в исполнении Ростислава Плятта и помню некоторые его интонации.

 – А какие сказки вы сами любите больше всего?

Г.С. – О, их огромное количество! У меня была целая коробка с пластинками-записями. «Буратино», «Маугли» того же Киплинга… Я массу времени провел, слушая все это.

 – Вы работаете в театре «Сатирикон». Какие роли за последнее время стали для вас самыми важными, знаковыми?

Г.С. – Могу назвать пьесу М.  Макдонаха «Однорукий из Спокана» (в психологической драме Сиятвинда играет Тоби, жертву главного героя. – Р.В.). Но вообще, я в последнее время «пристегнул» еще несколько московских театров: работаю в качестве приглашенного артиста. Сейчас играю в «Бунтарях» в МХАТ им. Чехова у режиссера Павла Молочникова – очень любопытный спектакль (постановка посвящена писателям, композиторам, музыкантам России XIX и XX веков, оказавшим значительное влияние на культуру. – Р.В.). И в Театре имени Пушкина недавно вышел спектакль «Дом, который построил Свифт» – там у меня тоже есть роль.

 – Широкая публика знает вас по ролям в кино и телесериалах – например, в «Кухне». А что ближе вам самому – работа в театре или съемки?

Г.С. – Театр мне все-таки ближе – это более глубокая, кропотливая работа, в том смысле, что ты имеешь отношение к процессу от начала до конца. В кино, в сериалах ты вносишь свою лепту – а потом там что-то добавляют, меняют местами, вклеивают без твоего участия. Иногда для меня в этом бывают сюрпризы (смеется).

 – Многие театральные и кинокритики пишут о так называемой «нехватке экзотических актеров» – в том числе в связи с вами. Замечаете ли вы это влияние особенностей внешности на роли? Вы ведь часто играете и вполне классические партии русской драматургии.

Г.С. – Знаете, я понял, что для театральной работы нет никаких особых препятствий, связанных с внешностью. Куда важнее, чтобы артист подходил для роли по психофизике. Пределов нет: я осознал это, когда Роберт Стуруа выбрал меня для исполнения в «Гамлете» роли норвежского принца Фортинбраса – хотя какой я норвежец?

Что же касается кино… Я для себя собрал некую статистику: как правило, в сценарии заранее оговаривается, каким должен быть актер. Помогает мне более темный тон кожи в этом смысле или нет – не знаю, я с этим живу и не сравниваю себя с другими. Но, думаю, какие-то преимущества все же есть. Потому что артистов очень много, и среди них большая конкуренция – даже просто в том плане, чтобы попасться на глаза людям, которые отбирают актеров для съемок. А меня видно даже боковым зрением (смеется).

 – Если вернуться к проекту «Сказки с оркестром»: представьте, что у вас есть возможность записать какую-либо историю для семейного прослушивания в подарок своим друзьям или близким. Что бы вы выбрали для чтения?

Г.С. – Я бы покопался в том же Киплинге – он очень многогранный автор. Еще мне очень нравится Марк Твен, и было бы интересно прочесть что-то из его произведений.

Вообще такое художественное чтение под оркестр – несложная вещь. В партитуре прописано, когда и где нужно вступать. Но что совершенно необходимо, так это жить в одном ритме с мелодией. Я не очень музыкальный человек, но надеюсь, что все получится удачно – и понравится слушателям.

 – Ну и не могу не спросить: на «Сказки с оркестром» приходят семьями, и многие родители задумываются, как приохотить детей к чтению. Есть ли у вас какой-то собственный рецепт?

Г.С. – Точно не скажу… Можно ставить еду туда, где лежат книги (улыбается). Но делать это точно надо, с упорством идиота – потому что без книг у людей не развивается воображение. А без воображения не развивается уже ничего. ­Аудиокнига – это подспорье, но временное. А читать необходимо всем.

Проект «Сказки с оркестром» действует в Рязанской филармонии несколько лет. За это время на сцене большого зала с художественным словом выступили такие именитые артисты, как Даниил Спиваковский, Ольга Будина, Алена Бабенко, Сергей Шакуров и другие.

Новая «Сказка» будет представлена рязанцам 3 декабря: заслуженная артистка России Екатерина Гусева прочтет «Аленький цветочек» С. Аксакова. Еще два выступления пройдут уже в 2017 году. 18 февраля на сцене филармонии выступит народный артист России Евгений Князев (сказка уточняется), а 23 апреля симфонический оркестр будет аккомпанировать актрисе Анне Большовой и сказке «Карлик Нос».

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 191 (5232) от 14 октября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Тарусские страницы
Ирина Сизова
В поисках истины
Рязанец помог разобраться в философских вопросах
Елена Серебрякова
Читайте в этом номере: