лизинг
16:10 МСК
Понедельник
23 / 10 / 2017
637

И физики, и лирики

В Рязанском институте развития образования стараются уловить новые тенденции и следовать им

Проблемы образования интересуют наше общество круглый год, но по осени, после долгих летних каникул, к ним возникает обостренное внимание. Нынешней осенью интерес подогрет еще и недавним назначением нового федерального министра образования О.Ю. Васильевой. Идет полемика по поводу ее высказываний, а в воздухе по-прежнему висит вопрос; что будет со школою и с нами? И мне в такой обстановке захотелось пойти в Рязанский институт развития образования. Нельзя сказать, что РИРО – не место для дискуссий, но учреждение это солидное, словами здесь не бросаются… Как и чем живет сейчас институт, какие отсюда видятся тенденции – об этом наш разговор с ректором РИРО, кандидатом педагогических наук А­ндреем Кашаевым.

Р.В. – Одной из обсуждаемых новостей первых октябрьских дней был телесюжет о встрече лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года – 2016» с Президентом В.В. Путиным. Приятно было видеть молодые лица конкурсантов, и то, что преимущественно это были мужчины, и то, что педагоги вместе с Президентом читали стихи… Что бы все это значило?

А.К. – В первую очередь, как мне кажется, то, что тенденции образования начинают изменяться, все более склоняясь к духовной, гуманитарной составляющей. Наверное, в последние годы слишком много было цифр, образование измерялось только цифровыми параметрами. Это, конечно, придает ему определенную точность – особенно в оценке результатов, но иногда, к сожалению, волей-неволей внедряется и в содержательную часть. Чего допускать никак нельзя. Поэтому сейчас, на мой взгляд, идет процесс возвращения к духовным истокам, гуманитаризации всей системы образования, независимо от ее направлений – техническое ли оно, биологическое и так далее. Без этого невозможно развитие страны, здесь ответ на те трудности, вызовы времени, которые сейчас встали перед нами. Это по поводу стихов в кабинете Президента.

Теперь о конкурсантах. Состав участников конкурса был сильный, слабых на него не пошлют, и в справедливости того, что из пятнадцати лауреатов оказалось десять мужчин и абсолютный победитель – тоже мужчина, сомневаться не приходится. Но есть в этом и определенный посыл (государство ведь должно давать какой-то знак), и он таков: в образовании должно быть больше представителей сильного пола!

Да, состав участников конкурса этого года был очень молодой. Абсолютному победителю 26 лет, у него всего три-четыре года учительской практики. И другие были приблизительно на том же уровне, и очень смелы и бесстрашны в стремлении покорить педагогические высоты, потому что невзгод в этом деле еще не успели испытать. Да и фактических достижений у них пока не так много. Поэтому к преобладанию молодежи на всероссийском состязании у меня отношение двоякое. С одной стороны, хорошо, что современных молодых людей не отпугивают трудности и условия учительского труда. А с другой… На мой взгляд, наибольший интерес должны представлять собой более опытные и зрелые педагоги, которые могут научить коллег и у которых полезно поучиться. Но их, к сожалению, на профессиональный конкурс и силой не затащить. Здесь – проблема.

Должен сказать о том, что представительница нашей области, преподаватель физики школы №17 г. Рязани Любовь Викторовна Голикова по результатам участия в конкурсе заслуживает большого уважения и похвалы. У нее был очень интересный открытый урок со сложным экспериментом, был мастер-класс, после которого ей горячо аплодировали другие участники конкурса. Мы ответственно готовили нашу конкурсантку. Для этого по распоряжению областного министерства образования была разработана «дорожная карта», в соответствии с которой она имела широкие возможности, встречаясь с коллегами, специалистами, побольше узнать о предстоящем состязании. Могу с полным правом сказать: мы выступили успешно.

Р.В. – Андрей Анатольевич, некоторое время назад, когда свершались разные бурные преобразования, я иногда слышала: «Зачем нужен РИРО? В «есенинском» университете есть факультет непрерывного образования, пусть в нем курсы для учителей и читают».

А.К. – Наверное, когда-то у кого-то были такие мысли. Сейчас ситуация складывается таким образом, что заменить институт развития образования никто не может, так как нам, помимо курсовой подготовки и переподготовки педагогов, доверена новая и очень важная роль: проводить анализ тенденций в образовании региона и координировать работу муниципальных методических служб – по сути, всю методическую работу с учителями. Я как ректор института возглавляю учебно-методическое объединение (УМО) по общему образованию в Рязанской области, и мы всем коллективом стараемся предпринимать необходимые шаги. У нас есть центр обработки информации, и на его базе мы постоянно мониторим и оцениваем ту или иную ситуацию, анализируем ее, разрабатываем и подаем соответствующие предложения. Это касается проведения экзаменов и конкурсов, но в основном идет работа по предметным областям. Выявляем недочеты, слабые места в преподавании того или иного предмета, анализируем разделы учебников или типы заданий, задач… Сейчас предстоит много сделать для усовершенствования ЕГЭ и его результатов. Учитывая, что это стало по-настоящему актуальным вопросом, мы стараемся привлечь к его обсуждению как можно больше специалистов, и в этом нам помогут предметные клубы учителей, учрежденные в этом году на базе РИРО. Недавно, например, прошло заседание клуба учителей географии, на котором обсуждали концепцию географического образования в России.

Много работы свалилось на нас в связи с введением новых государственных образовательных стандартов. Почему-то некоторые преподаватели вузов, готовящие учителей, считают, что знакомство студентов с ФГОС не в их компетенции, и когда молодой учитель приходит в школу, он бывает абсолютно не в курсе того, что от него требуется. И тогда упущенное он нагоняет у нас. В нашем ведении, повторяю, работа и аналитическая, и методическая, и курсовая. Для курсов стараемся привлечь самые передовые умы – насколько это позволяет бюджет. В этом плане РГУ имени С.А. Есенина наш конкурент. Но мы конкуренции рады, потому что это заставляет не сидеть на месте, а постоянно думать, искать.

Р.В. – Новый министр образования России уже высказала свое мнение о некоторых вещах: например, о том, что бакалавриата для учителей мало, надо бы снова ввести специалитет. Если так произойдет, то в работе вашего института, наверное, что-то придется менять. Педагогические идеи в последние годы то загораются, то меркнут. Как вам здесь от таких метаний?.. И что думаете по поводу бакалавриата?

А.К. – Гуманитарная сфера, в которой мы трудимся, достаточно гибкая, вырабатывает восприимчивость к изменениям. Если что-то намечается, то в любой момент к этому готовы. И мы еще не так глубоко погрузились во все тяжкие. При этом есть система образования, где давно выработаны какие-то неизменные основы, без которых все давно бы рухнуло.

Что касается специалитета, то я – за. И 99 процентов учителей, работающих сейчас в школе и вышедших так же, как и я, из специалитета, это предложение наверняка поддержат. Потому что у учителя, как и у врача, должна быть фундаментальная подготовка. Его предназначение столь же велико, как и у представителя самой гуманной профессии. Так почему же будущий доктор и после учебы еще несколько лет доучивается в ординатуре, а бакалавр-учитель после всего лишь четырех вузовских лет считается готовеньким? В народе давно по поводу этого недоумевают. И очень хорошо, что власть достаточно оперативно среагировала на то, что в обществе назрело.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 194 (5235) от 19 октября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Подведены итоги борьбы с пожарами в этом году

В Рязани подвели итоги городского смотра-конкурса на звание «Лучший жилищно-строительный кооператив, товарищество собственников жилья»

Во время акции «Река жизни – 75» донором стал 61 рязанец

Инициатива приветствуется
Социально ориентированные общественные организации получили господдержку
Ольга Трубушкина
Милосердие по будням
Городская поликлиника № 7 отметила 25-летний юбилей
Татьяна Клемешева
Читайте в этом номере: