Нити Арена
06:49 МСК
Вторник
26 / 09 / 2017
617

Грани мира, мыслей грани

Работы московской художницы Ларисы Серовой позволяют посмотреть на вещи с неожиданных ракурсов
Автор фото: Татьяна Клемешева | Грани мира, мыслей грани
Фото автора.

Изогнутые линии, странная мимика, непривычные пропорции… Кривые зеркала веселят детей и удивляют взрослых – еще бы, видеть себя искаженными даже немного жутко! Но бывают и случаи, когда собственное отражение в холодной сияющей поверхности стекла выглядит еще более необычно и заставляет задуматься о самом своем существовании. Волшебные панно и инсталляции художницы по стеклу Ларисы Серовой уводят зрителей в мир, где целое познается через части, цвета – через контрасты, а природа – через ее сходство с архитектурой.

По образованию Лариса Ивановна – архитектор, а сейчас она много работает с витражами, и это заметно по ее творчеству. Стекло, которое многие художники превращают в полуэфемерные и текучие образы мира, у нее приобретает четкие, геометричные формы. Светильники, изображающие морскую стихию, автор составляет из фрагментов, дробя саму идею волн и переосмысляя ее. А панно «Лунная дорожка» сначала и вовсе кажется набором льдистых кусочков, из которых в сказке Андерсена нужно было составить слово «вечность». Но за этой геометрией стоит расчет: при взгляде на дорожку лунных бликов с другого ракурса она оживает, мерцает и будто наполняется теплом воды.

Абстрактные композиции из стекла, дополненные металлом, – основа выставки «Эпизоды», куда вошли работы разных лет. Одним из самых сказочных предметов в экспозиции кажется шар, составленный из прозрачных и матовых кусочков цветного стекла. Цветы, гроздья винограда, морозные узоры, лица – каждый увидит в этом арт-объекте что-то свое. Лариса Ивановна назвала его «Посвящение 2014 году» и, по всей видимости, заложила в него свое тайное послание миру. А зеркальная поверхность, на которой лежит шар, добавляет экспонату ироническое значение: любой зритель, рассматривая композицию, неизбежно увидит в ней себя, а в шаре многократно отразятся его черты. А это значит, что двух одинаковых восприятий здесь не будет.

Глядя на творения Серовой в галерее, несложно представить, как волшебно они смотрятся на природе. Подруга и коллега Ларисы Серовой, художник по керамике Марина Степанова-Ланская, рассказала, что им довелось поработать совместно и удивить посетителей фестиваля «Яблочный Спас» в Палехе. На солнечной поляне тогда появилась композиция «Джаз» – зеркальное полотно, по которому рассыпались прозрачные стеклянные сферы, «мишура» из металлических лент и керамические яблоки. Но и в «интерьерных» изделиях Серовой есть очарование природы: на ее витражах расцветают нежные цветы, а в композиции «Озера» просматриваются линии воды и прибрежных трав. Словом, это то искусство, которое одинаково хорошо и органично вписывается и жилища, и в пейзажи – это отмечают и коллеги художницы.

А еще каждая из этих работ содержит ответ на какой-либо философский вопрос. Как мы взаимодействуем с природой и друг с другом? Верно ли то, что мы каждый день видим в зеркале, или наш образ – только фрагменты, собранные нами и нашим окружением? Какую форму имеют воспоминания? Обо всем этом можно поразмышлять, заглядывая в стеклянные миры Ларисы Серовой. А если сил и желания на такие думы не останется, можно поступить как дети – просто рассмотреть себя в отражениях, удивиться и улыбнуться.

Выставка «Эпизоды» будет открыта в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» до 20 ноября.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 206 (5247) от 04 ноября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Воевода всея Руси
Какой мечтой живут Исады?
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере: