Нити Арена
00:26 МСК
Пятница
22 / 09 / 2017
769

Не «Иван Буйный», а Иван Макаров…

Начало творческой жизни писателя тесно связано с Рязанью

Среди самых талантливых писателей-рязанцев Иван Иванович Макаров (литературный псевдоним «Иван Буйный») занимает особое место. Коренной рязанец, уроженец села Салтыки (Богородицкое) Раненбургского уезда, ныне Ряжского района Рязанской области, он не только большую часть жизни своей прожил на Рязанщине, отдавая силы и здоровье для установления здесь советской власти, но затем и становлению профессионального образования в нашем крае.

В своих литературных произведениях И.И. Макаров, еще не писатель, а видный советский работник, отразил не только «рязанскую» жизнь того далекого революционного времени. Он оставил в них множество роковых и знаковых примет разрушений и созиданий той грандиозной эпохи. Рязанская жизнь, рязанские географические названия, начиная с родных раненбургско-ряжских мест и кончая губернской Рязанью, рязанские фамилии реально существовавших, знакомых И.И. Макарову людей, включая его комсомольских и партийных товарищей, рязанские легенды...

В рассказе «Ключ» (1928 г.), например, читатель встретит салтыковского крестьянина Ивана Григорьевича Орешкина, переведенного в город Рязань на службу в земельный отдел и распределяющего «…по крестьянам деревни Салтыки» сельскохозяйственный «анвентарь». Из рассказа «Зуб за зуб» (1927 г.) читатель узнает, по всей видимости, реальную историю крестьян-старообрядцев спас-клепиковского села «Извеково Захарово тож». Дворянские предки одной из жен писателя – В.В. Вонлярлярской – издавна владели частью этого села, как и один из представителей рода Рюминых. В рассказе «Аграфенино проклятье» (1927 г.) – в центральных издательствах страны он вышел под названием «Грунькино проклятье» – увидит, как писатель воспринимал знаменитую сегодня рязанско-муромскую легенду деревни «Ласковки» о Петре и Февронии, а заодно познакомится с историей «Солчевской обители» и с историей строительства канала через «Кирушинские топи».

Эти и другие рассказы, а также рассказ для детей «Мишкина контрабанда» (1928 г.) И.И. Макаров впервые в рязанских газетах – пионерской, молодежной, губернской – опубликовал под своей настоящей фамилией – Иван Макаров. Впоследствии они вошли в книги писателя, выходящие под псевдонимом «Иван Буйный». Отрывок из самого известного и доныне его романа «Стальные ребра» заведующий Рязанским землеустроительным техникумом, а также преподаватель обществоведения (6 часов в неделю) И.И. Макаров опубликовал впервые в губернской газете «Рабочий клич» в 1928 году. Рязанское название этого романа – «На пути». Редакция газеты сделала к этой публикации такое предисловие: «Ив. Макаров закончил роман «На пути». В нем он показывает деревню на пути к «общим орудиям производства». Эпиграфом к роману послужили слова Ленина: «На этом пути деревня имеет много трудностей, но все они преодолимы в условиях помощи города, в условиях диктатуры пролетариата». По словам исследователей, роман «На пути» («Стальные ребра») писался или дописывался в Рязани, в доме № 38 по улице Астраханской (Ленина), там ныне находится мемориальная доска.

Начальное образование будущий писатель получил в Салтыковском уездном четырехклассном начальном училище, окончив его в мае 1911 года. Спустя год он продолжит обучение в недавно открывшейся Ряжской мужской гимназии, которую окончит в июне 1919 года. Окончит семь классов, так как по новым советским законам среднее образование в молодой республике станет семилетним. Как и многие его одноклассники-выпускники, Иван Макаров сразу же сдает экзамены на получение звания учителя начальной школы. Учителем народного волостного образования будущий писатель и вернется в родное село Салтыки.

Но к учительской деятельности И.И. Макаров приступит не скоро. Впереди будут труднейшие годы в жизни советской страны и будущего писателя, а пока – члена Союза коммунистической молодежи, члена партии РКП(б), который будет в первых рядах строителей новой жизни. За эти годы Иван Макаров успеет побывать и красноармейцем на «польском фронте», и председателем Союза коммунистической молодежи в городах Скопин и Раненбург, станет членом Михайловского и Ряжского уездных комитетов молодежи. «Пятнадцать месяцев служил полит­руком территориального батальона и разведчиком в ЧОНе в 1920-1921 г.г.» Участвовал в отражении передовых отрядов Мамонтова, захвативших южные уезды Рязанской губернии, в том числе и сам г. Раненбург. Как член местной салтыковской власти И.И. Макаров активно проводил в жизнь рязанской деревни многие директивы ленинского правительства.

Но, начиная с декабря 1921 года, будущий писатель, а пока активный член губернского Союза коммунистической молодежи, Иван Макаров в качестве «селькора» и «рабкора» начинает активно сотрудничать с рязанскими газетами. В них опубликованы первые его заметки и рассказы: «Сапоги и масло» (1922 г.) и «Первое воскресенье» (1923 г.) – они вышли, по словам профессора И. Гаврилова, в газете «Голос юного коммунара». Впоследствии в газете «Клич молодежи» И. Макаров некоторое время был заместителем секретаря и, по словам его комсомольских товарищей, «потел над версткой газеты «Клич молодежи»…

В редакции газеты, если так можно назвать небольшую комнату с единственным столом, и довелось однажды встретиться с будущим писателем журналисту-комсомольцу Николаю Васильевичу Орлову: «На меня смотрели карие, чуть озорные глаза… Через два года мы увиделись вновь. Стали встречаться на занятиях литературного кружка, объединявшего рабкоров и молодежь, пробующую свои силы в литературе». Н.В. Орлов (псевдоним «Военный») впоследствии опубликует немало материалов-воспоминаний о своем старшем товарище И.И. Макарове.

На 1920 год адрес редакции газеты «Голос юного коммунара»: «Рязань, ул. Каляева, д. 6. Солодова, тел. 521», т. е. – в общежитии губернских работников РКСМ. По этому адресу жил некоторое время, перебравшись на жительство в Рязань, комсомолец и рабселькор Иван Макаров. В далекие от нас 20-е годы прошлого века работа селькоров и рабкоров была опасной: газетные материалы в первую очередь должны были вскрывать злоупотребления, недостатки, просчеты. Это многим не нравилось. Случались и случаи физического уничтожения общественных корреспондентов.

В 1923 году Иван Макаров сменит редактора молодежной газеты «Клич молодежи» Николая Потапова на одном из постов профессионального образования, так как самого

Н. Потапова переведут на повышение в Москву, в Центральный Комитет РКСМ. Потапов возглавит в Москве отдел в редакции центральной газеты «Комсомольская правда», окончит позже филологический факультет ЛГУ, будет на руководящей работе в Ленинграде… Любопытно, что именно с публикации в ленинградском журнале «Мир приключений» рассказа «Зуб за зуб» Макаров («Иван Буйный») начал в 1927 году стремительное вхождение в советскую литературу. Напомню, что «Зуб за зуб» вышел в 1927 году сначала в Рязани под настоящей фамилией писателя.

Начиная с 1927 года, после короткой командировки-«отпуска» в Красноярский край, И.И. Макаров с новой силой продолжит печататься в рязанских газетах. В течение следующего, 1928-го, года публикуются следующие его произведения: в газете «Путь молодежи» – рассказ «Васька Гусь в артисты хочет» (совместно с Ф. Морозовым), рассказ «Только карты» и заметка о писателе Н. Некрасове «Всенародный»; в газете «Рабочий клич» – рассказы «Аграфенино проклятье», «Черви», «Крестом Гапона», «Двадцать минут», а также отрывок из романа «На пути» (будущие «Стальные ребра»); в газете «Ленинские внучата» – рассказ «Мишкина контрабанда». Все – в 1928 году! А учитывая, что многие из перечисленных рассказов – маленькие повести (один и тот же рассказ обычно печатался в нескольких номерах газеты), то можно сказать, что произведения И.И. Макарова не сходили со страниц рязанских газет 1928 года…

Рабселькором И.И. Макаров останется вплоть до своего отъезда из Рязани в 1929 или в 1930 году.

Ольга Сидорова (Ершова)

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 206 (5247) от 04 ноября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

«Урод». Как не потерять лицо

Похождения Чичикова

Здесь дух искусства жил и будет жить!

Перед покупкой – прочитайте
Найти в традиции себя
Гость фестиваля «Читающий мир», прозаик и критик Алиса Ганиева – о литературе, стереотипах и дружбе народов
Татьяна Клемешева
Читайте в этом номере: